Особенности подросткового возраста у девочек, особенности начала созревания, особенности изменений, физические и психологические нюансы, что делать родителям?

Родители с волнением распознают признаки переходного возраста у подрастающей дочери.

На излете детства подростка поджидает немало проблем, с которыми непросто справиться без предварительной подготовки.

Учитывая повышенную эмоциональность, пристальное внимание нужно уделить девочке на этапе ее превращения в девушку. Мама, папа, бабушки и дедушки должны стать на это время немножко психологами.

Чтобы понять, когда начинается и как проявляется переходный возраст, внимательно наблюдайте за физиологическими признаками и психологическими симптомами. Растерянность и непонимание вызывает подростковая депрессия, немотивированная агрессия. Психология считает взросление самым драматичным периодом в становлении личности. 

Особенности подросткового возраста у девочек, особенности начала созревания, особенности изменений, физические и психологические нюансы, что делать родителям?

Кем станут родители на зыбком переходном мостике между детством и юностью: надежным проводником или камнем преткновения? Поговорим о том, что предпринять и как благоприятно пережить непростое время, не утратив доверительные отношения с дочкой.

Хроника взросления: девочка, девушка, женщина

На вопросы: «Со скольких лет начинается переходный возраст у девочек и когда заканчивается?» нет однозначного ответа. Каждый ребенок уникален как в физическом, так и ментальном плане. У одних опасная жизненная пора идет гладко и незаметно, у других сопровождается эмоционально окрашенными симптомами.

В физиологии многое зависит от наследственности, национальных особенностей, социально-бытовых условий. Поэтому мамам нужно постараться вспомнить собственный переходный опыт. Нелишним будет поговорить со старшими родственницами, чтобы попытаться провести возможные параллели.

Приводимые возрастные значения имеют усредненный характер, но, тем не менее, служат признанным ориентиром. Специалисты выделяют у девочек несколько переходных стадий: 1 год, 7, 12, 14 и 16 лет.

Суть их в том, что старая физиологическая форма и система жизненных ценностей изживает себя. Ребенок меняется не только внешне.

Кардинальные изменения происходят в его внутреннем пространстве, мотивации поведения, отношениях со взрослыми и сверстниками.

Особенности подросткового возраста у девочек, особенности начала созревания, особенности изменений, физические и психологические нюансы, что делать родителям?

Наиболее опасны трансформации, напрямую вызванные половым созреванием. У большинства девочек оно длится с 11 до 16 лет. Рассмотрим подробнее, какие процессы протекают в растущем организме.

11-12 лет

Прелюдия переходного возраста связана с активацией эндокринной системы. С 10-11 лет запускается «фабрика» по производству гормонов. Медленно, но верно Гадкий Утенок превращается в прекрасную Царевну Лебедь. Угловатая девчонка становится элегантной привлекательной барышней.

Основными органами, выделяющими гормоны, являются щитовидная железа, гипофиз и яичники. Под воздействием женского гормона эстрогена развивается грудь, появляются волосы на лобке и под мышками. Гормональная перестройка чревата неприятными для девочки симптомами. Среди них:

  • угревая сыпь, вызванная активацией сальных желез;
  • сильная потливость;
  • избыточная жирность волос.

Что делать?

Непреложное правило – соблюдение личной гигиены с применением косметических средств для подростков. Приучите девочку ежедневно принимать душ, менять белье, использовать дезодорант. При наличии прыщей подберите уход за проблемной кожей: гель для умывания, очищающий тоник, антиугревой крем.

Особенности подросткового возраста у девочек, особенности начала созревания, особенности изменений, физические и психологические нюансы, что делать родителям?

Внимательнее отнеситесь к дочернему рациону питания. Чтобы быстрее избавиться от угрей, необходимо временно ограничить животные жиры, сладости, сдобу, фаст фуд. Для формирования крепкой костной ткани, нормализации состояния кожи и волос нужно употреблять продукты, содержащих кальций и специальные витаминные добавки.

12-14 лет

Центральный признак этого возраста – приход месячных (менархе). У рано созревающих девочек менструация начинается еще раньше, с 9-10 лет. Чувствительные особы эмоционально переживают переломный этап в становлении женщины, испытывают тревогу и подавленность. Задача мамы – заботливо и аккуратно объяснить, что нет повода для волнений.

Побеседуйте с девочкой о том, сколько длится и как протекает нормальный месячный цикл. В это время возможно ухудшение общего самочувствия, возникновение болезненных симптомов внизу живота, психологический дискомфорт. Расскажите о мерах предосторожности в критические дни. Врачи не рекомендуют в этот период заниматься активными физическими упражнениями, купаться в водоемах, переохлаждаться.

Особенности подросткового возраста у девочек, особенности начала созревания, особенности изменений, физические и психологические нюансы, что делать родителям?

С началом менструации созревает репродуктивная система, но регулярность цикла устанавливается постепенно. В течение года месячные могут проходить без овуляции: тело только готовится к материнству. Если в физиологическом плане девушка готова стать матерью, то психологическое осознание и принятие этого факта приходит гораздо позже.

Что предпринять?

Болезненные менструации, скудные или слишком сильные выделения – симптомы для обращения к детскому гинекологу. Если месячные долго не начинаются, вспомните, когда у девочки появись вторичные половые признаки. Нормальным считается, если с этого момента прошло не более двух лет.

В противном случае стоит проконсультироваться у гинеколога-эндокринолога. Доктор поможет выявить первопричину задержки и назначит лечение. Врачи выделяют несколько вероятных причин отставания женского полового развития:

  • стрессовые факторы;
  • гормональный сбой;
  • недобор веса;
  • генетические заболевания.

Особенности подросткового возраста у девочек, особенности начала созревания, особенности изменений, физические и психологические нюансы, что делать родителям?

14-16 лет

У девочек отмечается стремительный скачок роста, который за год может достигать 10–12 см. Признаком пубертатного роста считается его непропорциональность: отдельные части тела увеличиваются в размерах быстрее остальных.

Стремительно вырастают конечности и лицевые кости черепа. Внутренние органы и мышечная ткань «не успевают» за скелетом, а жировая клетчатка перераспределяется неравномерно. Из-за непропорциональности тело выглядит угловатым, движения становятся неуклюжими.

Юные девушки оценивают свою внешность в первую очередь с точки зрения привлекательности для противоположного пола. Болезненное отношение к телесным пропорциям, в частности, размеру груди является для них типичным.

Особенности подросткового возраста у девочек, особенности начала созревания, особенности изменений, физические и психологические нюансы, что делать родителям?

Многие склонны форсировать ситуацию и комплексовать даже по незначительному поводу. Настороженность у родителей должно вызвать беспочвенное стремление похудеть, которое может перерасти в нервную анорексию. Успокойте дочку, что не стоит волноваться из-за фигуры. Подкожный жир скоро превратится в мышечную ткань и тело приобретет приятную округлость.

Постарайтесь внушить девочке, что сногсшибательной фигуры добиваются не уменьшением количества пищи, а увеличением физической активности. Оптимальный вариант – купить абонемент в спортзал, бассейн, школу танцев.

В переходном возрасте педиатры отмечают некоторые специфические симптомы, которые врачи называют функциональными нарушениями. Среди возрастных проявлений:

  • сосудистая дистония;
  • учащение сердечного ритма;
  • скачки давления;
  • повышенная утомляемость.

Как вести себя родителям?

Если девочка жалуется на ухудшение самочувствия, нужно упорядочить график учебы. Обязательно отведите в нем время для пауз между занятиями и полноценного отдыха. Следите, чтобы она спала не менее 8-9 часов и больше находилась на свежем воздухе. Если неприятные симптомы не проходят, нелишним будет показаться врачу, чтобы выяснить причину и грамотно скорректировать отклонения. 

Особенности подросткового возраста у девочек, особенности начала созревания, особенности изменений, физические и психологические нюансы, что делать родителям?

16-18 лет

Неспокойное время перемен завершается. Стихают гормональные бури, замедляется рост, а тело приобретает плавные женственные очертания. Счастливое детство сменяется не менее прекрасной порой юности. Но родителям рано переводить дух и считать свою миссию завершенной.

Именно на старте взрослой жизни девушки нуждаются в чутком руководстве и моральной поддержке. Постарайтесь оставаться для нее не только любящей мамой, но и понимающим другом. Если дочка будет чувствовать вашу заинтересованность, она всегда обратится за помощью в нужный момент. Дав мудрый совет, вы сможете уберечь ее от многих необдуманных шагов, свойственных ветреной молодости.

Особенности подросткового возраста у девочек, особенности начала созревания, особенности изменений, физические и психологические нюансы, что делать родителям?

Психологические особенности девочек переходного возраста

Девичье взросление простым не назовешь. Родители сталкиваются с раздражительностью, перепадами настроения, критикой в свой адрес и неоднозначными демонстрациями самостоятельности. Вы уже поняли, что физиологических признаков для душевной дисгармонии у молодого поколения предостаточно. Характерные доминанты подросткового мироощущения — юношеский максимализм и излишняя ранимость.

Завышенные ожидания предъявляются ко всему, что попадает в поле зрения: собственной внешности, одежде, близкому окружению, социальным проблемам. Юные максималистки искренне верят, что окружающие рассматривают их под микроскопом, поэтому каждый прыщ воспринимается как трагедия космического масштаба.

Особенности подросткового возраста у девочек, особенности начала созревания, особенности изменений, физические и психологические нюансы, что делать родителям?

Одежда им кажется недостаточно модной, прическа не абсолютно безупречной. Если первая любовь не привела к взаимности, это приводит к поиску мнимых недостатков. Увеличивается соперничество со сверстницами, нередко приводящее к серьезным конфликтам.

Признаки стремления к внешнему совершенству

  • грезы о пластических операциях;
  • подражание поп-идолам;
  • эксперименты с прической, макияжем и украшениями;
  • возведение в культ брендовой одежды.

Относитесь деликатно к дизайнерским экспериментам дочери с собственным образом. Ни в коем случае не подвергайте его резкой критике, конечно, если дело не доходит до крайних симптомов в виде агрессивных татуировок и пирсинга.

Рано или поздно девушка найдет свой стиль и перестанет шокировать вас креативными находками.

Особенности подросткового возраста у девочек, особенности начала созревания, особенности изменений, физические и психологические нюансы, что делать родителям?

Несмотря на общепринятое представление о детской зависимости от рекламы и масс медиа, авторитет близкого человека для них несравненно выше. Если любимый папа скажет дочке: «Как ты отлично выглядишь!», вряд ли она побежит покупать жиросжигающие пилюли. Если же родственники будут дразнить девочку «плюшкой» или «пончиком», то 100% гарантия комплекса неполноценности обеспечена.

Подростки выбирают в своем окружении авторитетного человека, мнением которого дорожат более других. Им может стать школьная или мамина подруга, учительница, старшая сестра. Исследования показали, что до скольких лет не продолжался бы переходный возраст, легче переносят его те подростки, чьи родители проявляют ненавязчивую заботу и искреннее сочувствие.

Похожие посты

Оставить комментарий

Источник: https://mamsy.ru/blog/osobennosti-perehodnogo-vozrasta-u-devochek/

Особенности подросткового возраста

  • Подростковый возраст и его особенности
  • Анатомо – физиологические особенности подростков
  • Психологические особенности подросткового возраста
  • Поведенческие особенности подросткового возраста

Сколько было сказано и написано про особенности подросткового возраста, но, тем не менее, этот период жизни остается самым загадочным и непредсказуемым. Попробуем кратко охарактеризовать этот отрезок жизни, чтобы понять, почему так происходит.

Особенности подросткового возраста у девочек, особенности начала созревания, особенности изменений, физические и психологические нюансы, что делать родителям?

Подростковый возраст и его особенности

Подростковый возраст – это время, когда формируется осознание себя в социуме, познание норм поведения и общения. Подростка особенно интересуют социальные проблемы, ценности, закладывается жизненная позиция. Появляется стремление к самореализации своих способностей. Ребенок в состоянии дифференцировать то, что действительно ему интересно, чем бы он хотел заниматься в будущем.

Ребенок достигает успехов в конкретной сфере деятельности, определяющей его дальнейшую жизнь. В этот период укрепляются качества, которые являются фундаментом для его мировоззрения.

Половое созревание, характеризующее данный возраст, сопровождается ускорением физиологического и социально-психологического развития, изменениями характера, поведенческих реакций, восприятия мира в целом.

Особенности подросткового возраста у девочек, особенности начала созревания, особенности изменений, физические и психологические нюансы, что делать родителям?

Анатомо – физиологические особенности подростков

Подростковый период характеризуется, прежде всего, физическими изменениями – меняются пропорции тела подростка, его рост и вес. Рост тела происходит несоразмерно – сначала размеров взрослого человека достигает голова, руки и ноги, а затем туловище. Это провоцирует внутренний конфликт и непринятие себя подростком.

Отмечается быстрое развитие мышечной системы, что отрицательно сказывается на сердечно-сосудистой  системе. Перепады тонуса, сосудистого и мышечного, приводят к быстрой утомляемости и резкой смене эмоционального состояния у подростков. Такие сбои наблюдаются и в других органах: сердце, легких, нарушается кровоснабжение мозга.

Стремительный рост органов и тела обусловлен влиянием половых гормонов. Этот процесс характеризуется появлением вторичных половых признаков.

Особенности подросткового возраста у девочек, особенности начала созревания, особенности изменений, физические и психологические нюансы, что делать родителям?

Психологические особенности подросткового возраста

Важной особенностью этого периода считается чувство взрослости, причиной появления которого являются физиологические изменения. Ребенку хочется, чтобы взрослые – родители, учителя, относились теперь к нему, как к равному, видели в нем личность, считались с его позицией. Он не приемлет контроля и опеки со стороны взрослого.

Для него становится приоритетным мнение коллектива о себе, своих поступках. Подросток испытывает потребность в наличии друга, с которым можно делиться своими сокровенными мыслями и тайнами.

В этот период наблюдается направленность на себя, самоисследование, самоанализ. Ребенок стремится к признанию окружающими своих заслуг. Он слишком чувствителен и раним, эмоционально нестабилен. Нередко проявляется агрессивность, граничащая с неврозоподобным состоянием. Такие изменения всех сфер поглощают подростка целиком.

Важно в этот период помочь ребенку осознать, что этот сложный период в жизни скоро пройдет, необходимо лишь преодолеть очередную ступеньку на пути к взрослой жизни.

Особенности подросткового возраста у девочек, особенности начала созревания, особенности изменений, физические и психологические нюансы, что делать родителям?

Поведенческие особенности подросткового возраста

Для подросткового возраста характерна целеустремленность, нацеленность на достижение максимального результата в том деле, которое вызывает острый интерес. С одной стороны, подросток стремится к независимости, а с другой — испытывает необходимость в построении отношений с родителями, учителями, сверстниками. Он находится на границе между детством и взрослостью.

Читайте также:  Острая закупорка сосудов брыжейки кишечника: причины, симптомы, лечение

Подростку свойственна реакция эмансипации – желание вырваться из-под опеки взрослых, освободиться от наставничества и контроля со стороны старшего поколения. Но он не хочет стопроцентного освобождения, более того, боится этого, поскольку осознает, что пока не имеет возможности полноценно о себе заботиться и жить самостоятельно.

В этот период формируется потребность группироваться, занимать значимое место в своей группе. Иногда случаются конфликты между сверстниками. У мальчиков это происходит по причине соревнования за лидерство – кто более сильный, умный, физически развитый и т. д. У девочек конфликты бывают на фоне соперничества за внимание со стороны противоположного пола.

Особенности подросткового возраста у девочек, особенности начала созревания, особенности изменений, физические и психологические нюансы, что делать родителям?

Для того чтобы пережить возрастные особенности подростков наиболее благоприятно, на волне взаимопонимания и согласия, необходимо реализовать следующие задачи:

  1. Окружить любовью и взаимопониманием своего ребенка.
  2. Позволить ребенку быть независимым в принятии решений.
  3. Уважать выбранную им позицию.
  4. Ограничения должны быть четко высказанными, понятными для подростка, связаны с ценностями или со значением для его дальнейшей жизни.

  5. Установить ненавязчивое общение с ребенком, пояснить ему, что этот трудный период закончится, оказывать поддержку. Следует попытаться стать для него другом и советчиком.

Таким образом, зная об особенностях этого эмоционально, физиологически и психологически тяжелого периода, ребенку будет проще его пережить, а взрослым легче находить общий язык со своим чадом, помочь преодолеть эту ступеньку, сохранив доверительные отношения.

Подростковый возраст. Сергиенко Е.А

Источник: https://www.rastut-goda.ru/teenager/6487-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.html

Переходный возраст у девочек — советы психолога

Специфика подросткового возраста отличается в зависимости от гендера. Переходный этап у девушек имеет свои особенности, прежде всего связанные с репродуктивной системой. Каковы особенности развития девочек-подростков, какие ситуации ждут родителей и какие возникают риски? Как грамотно пройти переходный возраст? Об этом читайте далее.

Сначала хочу упомянуть, что в статье я придерживаюсь классических периодизаций, а не современных предложений по продлению подросткового возраста до 24 лет. О том, почему я придерживаюсь такого мнения, вы можете прочитать в статье «Переходный возраст и кризис у подростков – советы психолога».

На основе анализа разных возрастных периодизаций можно сказать, что у девочек подростковый возраст длится с 10 (12) лет до 15 (16) лет. При этом пиком негативных реакций является промежуток от 11 до 13 лет. А пик эмоциональной нестабильности приходится на 13-15 лет. У девочек негативная фаза в 70 % случаев заканчивается литературной работой (письма, дневники, стихи).

Признаки переходного возраста

К признакам переходного возраста у девочек относится:

  • появление первичных и вторичных половых признаков;
  • проблемы с кожей;
  • начало менструаций;
  • изменение структуры волос;
  • стремление выделиться (нередко проявляется хамством, агрессивностью, эмоциональностью, развязным поведением);
  • упрямство;
  • максимализм;
  • перепады настроения;
  • резкая смена привычного поведения, интересов, увлечений.

Половое развитие

У девочек половое созревание начинается в среднем в 12 лет, а заканчивается в 16 лет. Характерная черта девчачьего полового созревания – стремление нравиться.

Для этого они начинают наряжаться, ухаживать за собой. При этом легко и искренне влюбляются, тянутся к обществу мальчиков.

Однако становление женственности (половая идентификация) не зависит от мужественности окружающих мальчиков.

Иногда стремление быть совершенной и неудовлетворенность собой выливаются в нервные расстройства, например, анорексию. Хотя стоит отметить, что в последнее время это в не меньшей степени задевает мальчиков.

Если вы заметили или подозреваете расстройство пищевого поведения у своей дочери, то нужно срочно обращаться к специалисту.

Особую роль в развитии у девочек играет начало менструации:

  • С одной стороны, это воспринимается как этап превращения в женщину, является символом утонченности и нежности. Девочка начинается стремиться к этому образу. Однако это происходит только при условии, что девочка принимает свои изменения.
  • Если девушка не может принять начало менструаций и расценивает это как закрытие двери в детство, то это становится препятствием на пути к успешной адаптации. Может появиться чувство неполноценности, стыда, неуверенности. Однако в силу противоречивости подросткового возраста при этом возникает гордость и самоуверенность, что усугубляет ситуацию.

Спровоцировать внутриличностный конфликт в половой (гендерной, репродуктивной) сфере у девочки может стремление отделиться от матери, наложенное на желание походить на нее (образец женщины). Усугубить ситуацию может стремление матери сделать из дочери свою копию и позитивное отношение отца к сближению «его женщин».

Физическое развитие

Особенности подросткового возраста у девочек, особенности начала созревания, особенности изменений, физические и психологические нюансы, что делать родителям?

Пик роста у девочек приходится на возраст 10-11 лет, к 16 годам рост значительно замедляется. При этом набор веса происходит с 11 до 14 лет.

Становление иммунитета

На подростковый возраст приходится итоговая фаза развития иммунной системы человека. У девочек это происходит в 12-13 лет. Становление иммунитета зависит от внешних условий среды и от наследственности. Именно поэтому подросткам важно:

  • хорошо и правильно питаться;
  • заниматься спортом;
  • избегать вредных привычек.

Сердечно-сосудистая система

У девушек отмечается учащенное сердцебиение и гипертония. Артериальное давление максимально повышено в 13-14 лет. От этого возникают:

  • головные боли,
  • головокружения,
  • усталость.

Мышцы

По физической силе девушки достигают уровня взрослых женщин уже к 14-15 годам.

Дыхание

Происходит рост органов дыхания. У девушек преобладает грудной тип дыхания. Девочки хуже переносят нехватку воздуха при физических нагрузках.

Эмоциональная сфера

Девочки ярче мальчиков переживают любые эмоции. Они все воспринимают как высокозначимое, жизненное, важное.

  • Пик эмоциональности приходится на 13-14 лет, затем снижается.
  • Новый всплеск наступает в 18 лет.

Нередко эти всплески именуются кризисом переходного возраста. Характерны эмоциональные и настроенческие перепады: грусть и отчаяние сменяются эйфорией и радостью. В целом у девочек преобладает маниакально-депрессивное состояние, которое обусловлено гормональной и соматической перестройкой при низком осознании и принятии себя.

Факты о здоровье (психологическое, физическое)

Если говорить в целом о здоровье современных девочек-подростков, то можно отметить несколько неутешительных фактов (данные исследования М. Б. Красниковой):

  • замедленный темп физического развития;
  • нарушения в становлении репродуктивной системы;
  • обилие хронические и рецидивирующих заболеваний;
  • психосоматические проблемы;
  • распространенность инфекций, передающихся половым путем;
  • ранние беременности;
  • девиантное поведение (алкоголизм, наркомания, токсикомания);
  • проблемы с социальной интеграцией;
  • каждая восьмая девочка имеет нарушения в половом развитии или гинекологические проблемы.

Отмечается, что эти факты связаны с проблемами психического развития девочек-подростков. Это возникает под влиянием разрушающего семейного воспитания, упадка нравственности в обществе, доступности информации на фоне малого количества организованной пропаганды полезного материала.

Роль семьи в формировании девочки-подростка

Особенности подросткового возраста у девочек, особенности начала созревания, особенности изменений, физические и психологические нюансы, что делать родителям?

Задача родителей в решении данной проблемы – внести свой вклад, то есть прежде всего создавать:

  • благоприятные внутрисемейные отношения;
  • психологически комфортные условия для развития девочки-подростка.

Необходимо также вести просветительские беседы, своевременно знакомить девочку с изменениями ее организма (прежде всего разговаривать про месячные, беременность), описывать плюсы и минусы этих изменений, то есть преимущества и риски.

Важно на личном примере показывать ценность здорового образа жизни. Недопустимо, чтобы ваши слова и действия расходились. Также недопустимо расхождение родительских позиций в воспитании.

Распространенным, но ошибочным является мнение о том, что в семье должны существовать запреты на обсуждение каких-либо тем, например, секса. Или иногда родители испытывают стеснение. Никаких табу быть не должно.

Девочка должна и имеет право знать о своей функции женщины и будущей мамы. Именно неграмотность часто является первопричиной девиантного поведения. Не можете поговорить сами – подарите книгу, видеокассету, диск.

Рекомендации родителям

  1. Если проблемы девочки надуманы, но легко решаемы, то нужно это сделать. Важно видеть тонкую грань между опасным поведением и допустимым. Например, если девочка недовольна собой из-за прически, то ее можно сменить. Если имеется реальная проблема лишнего веса, то разумный путь – похудеть.

    Но если девочка совсем прекращает питаться, то нужно начинать профилактику (лечение) анорексии.

  2. Нельзя сбрасывать воспитание дочери на мать. Отец – не менее важная фигура. Это образец мужской роли. Папам важно не пугаться своей взрослеющей дочери и не убегать от нее, но при этом и не впадать в тотальную опеку, запреты. Отец – поддержка, забота, защита (при необходимости).

  3. Вместе справляйтесь с подростковой критичностью и максимализмом. Разбирайте все ситуации и наглядно демонстрируйте двойственность каждого события и шага. У всего есть две медали. Описывайте свои реальные ситуации и ощущения, но помните, что ваш ребенок уникален (он – не вы).
  4. Предоставляйте девочке право выбора, но с несением дальнейшей ответственности.

  5. Основное орудие в налаживании контакта – диалог. Всегда. Даже если ребенок кричит. Он еще не взрослый, потому ему простительно (гормоны, акцентуации характера). Вы взрослый человек и не имеете права опускаться до такого уровня. Но и проглатывать это нельзя. Можно сообщить о том, что вас расстроило.

    Если не можете пока спокойно говорить – уйдите, успокойтесь и позже проговорите ситуацию.

  6. Не смейте читать дневник дочери. Я понимаю, что хочется знать, чем она дышит, но это не тот вариант. Исключение может быть только одно – вы на 100 % уверены, что ваша дочь в опасности.

    Если же вам просто интересно, что происходит у нее в жизни, то придется терпеть и находить способы того, чтобы дочь сама захотела об этом рассказать.

  7. Помните, что подросток сам не понимает, что с ним происходит. Вопрос «Да что с тобой не так?» не улучшит ситуацию.

Итоги

Самопознание – основа подросткового возраста. У девочек ведущую роль занимает планирование будущей семейной жизни, поиска потенциального мужа, создание своего идеала. Свою успешность девочка оценивает через успешность в межличностных отношениях.

Весь подростковый возраст можно описать как критичный. Не усугубляйте ситуацию. Больше всего девочка-подросток ждет от вас мудрого совета, поддержки, понимания.

Подростковый возраст во многом схож у мальчиков и девочек, потому в дополнение рекомендую прочитать статью «Переходный возраст у мальчиков – советы психолога». Там же вы найдете дополнительные рекомендации по взаимодействию со своей юной леди и отсылки к литературе.

Будьте тем, кем вы хотите видеть своего ребенка! Ведь он все равно скопирует с вас основные черты.

Источник: https://psychologist.tips/156-perehodnyj-vozrast-u-devochek-sovety-psihologa.html

Психологические особенности подросткового возраста

Подростковый возраст (с 10-11 до 14-15 лет) можно назвать переходным периодом от детства к взрослости. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении.

Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений.

В связи с этими изменениями у подростков может возникнуть эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, конфликтность, чувство тревоги, резкая смена настроений, депрессивные моменты. Следствием таких переживаний является снижение самооценки.

Поэтому физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным не только для родителей, педагогов, но и для самого подростка. 

В подростковом возрасте могут заметно обостряться патологические реакции, связанные с развитием психических заболеваний. Специалисты считают, что риск начала шизофрении в подростковом возрасте в 3–4 раза выше, чем на протяжении всей остальной жизни. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность, независимость ребенка, стремление к признанию своих прав со стороны других людей, формируется его сознательное отношение к себе как члену общества, значительно расширяется сфера его деятельности. Так, сформированная в учебной деятельности в младшем школьном возрасте способность к рефлексии «направляется» школьником, прежде всего, на самого себя. Подросток, сравнивая себя с взрослыми и с младшими детьми, приходит к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Чувство взрослости – это психологический симптом начала подросткового возраста. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Но реализовать эту потребность в серьезной деятельности школьник, как правило, не может. Отсюда стремление к «внешней взрослости»: курение, употребление алкоголя, использование косметики, преувеличенный интерес к проблемам пола, копирование способов развлечения и ухаживания, подражание взрослым в одежде и прическе. Противоположной к внешней взрослости является так называемая социальная взрослость, которая часто возникает в неполных семьях, где ребенок в силу обстоятельств вынужден фактически занять место взрослого, и тогда подростки стремятся овладеть полезными практическими умениями и оказывать реальную поддержку и помощь взрослым. Но, к сожалению, в нашем обществе все–таки доминирует первый вид взрослости. И все реже наблюдается интеллектуальная взрослость, связанная у подростка с развитием устойчивых познавательных интересов, с появлением самообразования как учения, выходящего за рамки школьной программы. Но, тем не менее, подросток продолжает оставаться школьником, учебная деятельность сохраняет свою актуальность, хотя, нужно заметить, в психологическом отношении отступает на задний план. Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, поэтому ведущей деятельностью этого возраста становится интимно–личностное общение. Главная потребность подросткового периода – найти свое место в обществе, быть значимым – реализуется в сообществе сверстников. Если подросток не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он «уходит из школы и психологически, и даже буквально». Хочу привести пример из собственной жизни. У моей двоюродной сестры, когда она находилась в подростковом возрасте, родители получили новую квартиру, и она стала ходить в другую школу. Но так получилось, что класс ее не принял, и она просто перестала ходить в школу. От родителей она это тщательно скрывала, то есть утром собиралась, как обычно, в школу, и целый день гуляла (хотя в старой школе училась на «отлично» и была примерной, послушной девочкой). Все это, конечно же, вскоре обнаружилось. Но она родителям твердо поставила условие: или она возвращается в старую школу, или перестает вообще ходить в школу. Родители, чтобы полностью не потерять свою дочь, вынуждены были согласиться со вторым вариантом. Именно в подростковом возрасте поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний выделяются в самостоятельную область внутренней жизни. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших друзьях на всю жизнь. Но наряду с приятельством возникает настоящая дружба, начинаются первые влюбленности. Внешние проявления поведения подростка тоже весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть таким же, как все; с другой, – желание выделиться, отличиться любой ценой. С одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой, – бравирование собственными недостатками. Часто даже в основе ухудшения успеваемости лежит нарушение общения со сверстниками. Главная ценность отметки для подростков в том, что она дает возможность занять в классе более высокое положение. Если же такое же положение можно занять за счет проявления других качеств, значимость отметки падает. Через призму общественного мнения класса ребята воспринимают и своих учителей. Поэтому нередко подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний. Нужно заметить, что в этом возрасте в учителе личностные качества (такие, как доброта, справедливость, порядочность, умение понимать, сочувствовать, сопереживать) ценятся больше, чем интеллектуальные. Приведу пример из собственной жизни. У нас в школе преподавала учитель математики. В нее был влюблен весь наш 7 класс. Но однажды мы с классом отправились в кино. Стояли на остановке и долго ждали автобус. Подошла «математичка». И тут подъехал автобус, у входа которого собралась толпа. Мы стали свидетелями такой картины. Учительница растолкала всех пассажиров, даже женщин с детьми, и сама благополучно залезла в автобус. После этого случая она «упала» с воздвигнутого нами пьедестала. Кроме всех ранее перечисленных особенностей подросткового возраста, можно отметить следующие характерные для подростков поведенческие реакции:

  1. Реакция отказа выражается в отказе от обычных форм поведения: контактов, домашних обязанностей, учебы. Причиной чаще всего бывает резкая перемена привычных условий жизни: отрыв от семьи, перемена школы, развод родителей.
  2. Реакция протеста проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому: в демонстративной браваде, в прогулах, побегах, кражах и даже нелепых, на первый взгляд, поступках, совершаемых как протестные.
  3. Реакция имитации обычно проявляется в подражании. У подростков объектом для подражания чаще всего становится взрослый, который теми или иными качествами импонирует его идеалам. Неслучайно стены в комнате подростков часто бывают увешаны фотографиями певцов, спортсменов, киногероев.
  4. Реакция компенсации выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой. Чаще всего хулиганят неуспевающие подростки, которые пытаются добиться авторитета у одноклассников грубыми, вызывающими выходками.
  5. Реакция гиперкомпенсации обусловлена стремлением подростка добиться успеха именно в той области, в которой он обнаруживает наибольшую несостоятельность. Так, физически слабый подросток настойчиво стремится к спортивным достижениям, а стеснительный и ранимый — к общественной деятельности.
  6. Реакция эмансипации выражается в стремлении подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых. При неблагоприятных условиях это может быть побег из дома, школы, аффективные вспышки против родителей, учителей.
  7. Реакция группирования чаще всего проявляется тогда, когда подросток не встречает понимания среди своего близкого окружения. Самореализоваться и самоутверждаться подросток начинает в подростковых компаниях, неформальных группах с определенным стилем поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений со своим лидером. К сожалению, в процессе стихийно–группового общения устойчивый характер у подростков приобретает агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость.
  8. Реакция увлечения. Увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию характерны для подростков-мальчиков. Занятия, мотивом которых является стремление привлечь к себе внимание (участие в самодеятельности, увлечение экстравагантной одеждой), более типичны для девочек. Интеллектуально–эстетические увлечения, отражающие глубокий интерес к какому–либо определенному предмету, могут наблюдаться у подростков обоих полов.
  9. Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь).

При этом нужно отметить, что, хотя проблемы во взаимоотношениях с родителями, конфликты с учителями – типичное явление для подростка, отношение подростка к взрослому сложное и двойственное.

Взрослый важен и значим для подростка, он по–прежнему нуждается в его помощи, защите и поддержке, в его оценке, но протестует против сохранения в практике воспитания «детских форм» контроля, требования послушания, выраженной опеки.

Однако сила, частота, резкость проявлений конфликтов во многом зависит от позиции взрослых, от стиля семейного воспитания, от умения реализовать уважительную, но не попустительскую тактику по отношению к поведению подростка.

Необходимым и обязательным условием благополучных отношений подростка и взрослого является расширение сферы сотрудничества, взаимопомощи и доверия, лучше всего — по инициативе взрослого. Особенно это важно в кризисный период, когда происходит резкая смена всей системы переживаний подростка, ее структуры и содержания. 13 лет – переломная точка кризиса.

Этому возрасту свойственны неустойчивость настроения, физического состояния и самочувствия, противоречивость побуждений, ранимость, депрессивные переживания. Часто встречающийся у подростков «аффект неадекватности» (эмоциональная реакция большой силы по незначительному поводу) связан с противоречием между низкой самооценкой подростка и высоким уровнем притязаний.

Подростковый период — период наиболее интенсивного личностного развития ребенка, который проявляется, прежде всего, в интересе к собственной личности. Поскольку подросток более всего заинтересован собой, происходящими с ним психофизиологическими изменениями, он интенсивно анализирует и оценивает себя.

Феномен «воображаемая аудитория» состоит в убеждении, что его постоянно окружают некие зрители, а он как бы все время находится на сцене. При этом у него возникает иллюзия, будто другие люди озабочены тем же самым, то есть непрерывно оценивают его поведение, внешность, образ мыслей и чувств.

«Личный миф» — это вера в уникальность собственных чувств страдания, любви, ненависти, стыда, основанная на сосредоточенности на собственных переживаниях. К концу подросткового возраста складывается достаточно развитое самосознание. Происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию, к формированию положительных качеств и преодолению отрицательных (побороть лень, развить смелость). Способность к постановке перспективных задач придает новый смысл учебной деятельности. Завершается же социально–психологическое и личностное самоопределение уже за пределами школьного возраста, в среднем между 18 и 21 годами. Литература:

Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология (психология развития). Электронный учебник// http://kpip.kbsu.ru/eluch/vozr_psih.doc

Об авторе: Тукубаева Ильсияр Амировна, заместитель директора по УВР Межшкольного учебного комбината № 1, учитель 1 квалификационной категории.

Источник: https://pedsovet.su/publ/28-1-0-3399

Психологические особенности подросткового возраста

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Возрастной период — это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

Психологический возраст, по мнению Л.С.

Выготского — качественно своеобразный период психического развития, характеризуется, прежде всего, появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития.

Психологический возраст, может не совпадать с хронологическим возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы.

Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой — позже. Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

Подростковый период — период завершения детства, вырастание из него, переходный от детства к взрослости. Сформированная в учебной деятельности способность к рефлексии «направляется» школьником на самого себя.

Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый.

Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность.

Чувство взрослости — это психологический симптом начала подросткового возраста. Это период полового созревания. Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным.

  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Подростковый период — период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10—11 до 14—15 лет.

Сформированная в учебной деятельности в средних классах школы способность к рефлексии направляется школьником на самого себя. Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый.

Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость.

Основные психологические потребности подростка — стремление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости, эмансипации от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.

Чувство взрослости — это психологический симптом начала подросткового возраста. По определению Д.Б. Эльконина, чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность.

Переходность подросткового возраста, конечно, включает биологический аспект. Это период полового созревания, интенсивность которого подчеркивается понятием гормональная буря.

Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным, в том числе и для самого стремительно вырастающего во всех смыслах подростка.

  1. Подростковый возраст. Почему этот возраст трудный?

 Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Период развития охватывает возраст с 10-11  до 14-15 лет.

Чаще всего трудности связывают с половым созреванием.

В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков могут возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия, многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими из-за несовпадения темпов роста разных частей тела.

Возраст, в котором появляются первые признаки полового созревания, равно как и последовательность появления этих признаков, колеблется в значительных пределах. Следствием переживаний по этому поводу может быть заниженная самооценка.

Подростку нелегко удерживать субъективное ощущение целостности и стабильности своего «Я», или чувство идентичности, что в свою очередь порождает множество личных проблем. Одна из них, в частности, связана с появлением в подростковом возрасте полового влечения, часто изменяющего всю систему мотивов и переживаний.

Даже  совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость настроений, поведения, постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакций. Этот возраст настолько богат конфликтами и осложнениями, что некоторые исследователи склонны рассматривать его как один сплошной затянувшийся конфликт, как «нормальную патологию».

Все это требует от взрослых пристального внимания к каждому подростку, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости и осторожности при работе с ним.

  1. Основные проблемы возраста.

  1. Общение со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.

Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение.

Для некоторых это стремление может выражаться в желании  занять в группе место лидера, для других – быть признанным, любимым товарищем, для третьих – непререкаемым авторитетом в каком-либо деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения детей в средних классах.

Как показывают исследования, именно неумение, невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и даже правонарушений.

Поэтому в первую очередь взрослым полезно максимально конкретно проанализировать и «отработать» именно версию «общение со сверстниками»: какие отношения со сверстниками были у ребенка раньше, что изменилось, удовлетворяют ли его эти отношения, на   какую роль он претендует в коллективе сверстников и т.д.

Субъективная значимость для подростка сферы его общения со сверстниками значительно контрастирует с явной недооценкой этой значимости взрослыми, особенно учителями.

В то время как для подростка переживания по поводу общения со сверстниками наиболее значимы, учителя полагают, что в центре переживаний подростков оказываются переживания по поводу общения с учителями, а родители считают, что подростки более переживают  по поводу общения с родителями.

Взрослые, как правило, не имеют никакого представления о динамике мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста. Динамику мотивов общения можно представить схематично следующим образом.

Если в 5 классе доминирующим мотивом общения со сверстниками является простое желание быть в их среде, то уже в 6-7 классах на первое место выходит мотив занять определенное место в коллективе сверстников.

В 8-9 классах центральным становится стремление подростка к автономии в коллективе сверстников и поиск признания ценности собственной личности в глазах сверстников. Анализ показывает, что  у многих подростков оказывается фрустрированной потребность «быть значимым в глазах сверстников», что приводит к тяжелым переживаниям.

Родители подростков все проблемы их общения со сверстниками списывают за счет недостатка тех детей, с которыми общается их сын или дочь.

То же время исследования показывают, что, уже начиная с 7 класса, у подростков начинает интенсивно развиваться личностная и межличностная рефлексия, в результате чего они начинают видеть причины своих конфликтов, затруднений или, напротив, успешности в общении со сверстниками в особенностях собственной личности.

общения младших подростков сосредотачивается главным образом вокруг вопросов учения и поведения, а старших – вокруг вопросов личностного общения, развития индивидуальности.

На этом фоне у 8-9-классников возрастает критичность по отношению к собственным недостаткам, которые могут сказываться в общении с другими людьми.

Подросток в этом возрасте нуждается в помощи взрослого, но взрослые чаще всего не воспринимают его проблем.

Учителю и родителю необходимо развить способность к «децентрации», способности увидеть проблемы общения подростка со сверстниками не только «со своей колокольни», но и  глазами самого подростка.

  1. Подросток и взрослые. Первый источник этой проблемы – непонимание взрослыми внутреннего мира подростка, их ложные или примитивные представления о его переживаниях, мотивах тех или иных поступков, стремлениях, ценностях.

    Уже говорилось о том, что взрослые явно недооценивают значение сферы общения со сверстниками для подростка, а ведь этим начинается и заканчивается любая популярная книга о психологии отрочества.

    Что же говорить о более сложных и менее очевидных вещах!

Родители перестают видеть своих детей, а учителя своих учеников; место этих конкретных и разных подростков начинает замещать некоторая абстрактная и искаженная его версия, почерпнутая из газет, из разговоров взрослых между собой, но только не из реального и живого видения ребенка.

И родители, и учителя подростков в большинстве своем не умеют ни увидеть, ни тем более учесть в практике воспитания того быстрого, интенсивного процесса взросления, который протекает на протяжении подросткового возраста, всеми силами пытаются сохранить «детские» формы контроля, общения с детьми. Особенно остро это проявляется в старших подростковых классах, учащиеся которых испытывают огромную потребность  в общении с взрослыми «на равных», редко имея возможность ее удовлетворить. Результатом становится противопоставление себя, своего «Я» взрослым, потребность в автономии.

Остановим я еще на одном моменте. Взрослые, видя взросление подростка, чаще всего замечают  в этом процессе только его негативные стороны: подросток стал «непослушным», «скрытным» и т.п. – и совершенно не замечают ростки позитивного, нового.

Одним из таких ростков является развитие в подростке способности к эмпатии по отношению к взрослым, стремление помочь им, поддержать, разделить их горе или радость.

Взрослые в лучшем случае сами готовы оказать сочувствие и сопереживание по отношению к подростку, но совершенно не готовы принять подобное отношение с его стороны.

Понятно, почему это происходит, — для того чтобы принять это отношение подростка, как раз и необходимо быть с ним «на равных». Получается, что взрослые стараются только что-то давать подростку, не желая, да и не умея, ничего взять.

Общение подростка с учителями оказывается еще более напряженной, «запущенной», малопродуктивной с точки зрения личностного развития ребенка.

Исследования показывают, что переживания, связанные у подростков с их общением с учителями, занимает одно из последних мест (сами же учителя весьма неадекватно отводят этим переживаниям подростков первое по значимости место).

Кроме того, с  учителями у подростков связаны в основном отрицательные переживания.

Характер общения с учителями и субъективного отношения к нему изменяется на протяжении подросткового возраста. Если ведущим мотивом общения младших подростков является стремление получить поддержку, поощрение учителя за учение, поведение и школьный труд, то в старшем  подростковом возрасте – стремление к личностному общению с ним.

Начиная с 7 класса, подростков все больше волнуют профессиональные и личностные качества педагогов. Причем если профессиональные качества педагогов подростков в целом устраивают, то личностные – нет. Эта неудовлетворенность личностными качествами педагогов воспринимается подростками чаще всего как проблема «справедливости» учителя.

Однако, несмотря на неудовлетворенность подростков личностными качествами учителя, они все равно стремятся к общению с учителем. Учителя, как правило, этого не понимают. Таким образом, с возрастом складывается ситуация нарастания у подростков потребности в личностном общении с педагогами и – невозможности ее удовлетворения.

  Так расширяется зона конфликтов.

  1. Подросток-школьник. При всей важности общения все же основу социальной ситуации развития современного подростка составляет то простое и очевидное обстоятельство, что он – школьник. Главное общественное требование к подростку – овладеть определенной суммой знаний, умений и навыков, без которых  невозможно его дальнейшее полноценное участие в жизни общества.

Снижение успеваемости, часто наблюдаемое в средних классах школы, может быть порождено самыми разными причинами

Если у детей младшего школьного возраста неуспеваемость может быть в большинстве случаев преодолена в ходе углубленных занятий с педагогом, причем повышение успеваемости ведет, как правило, к улучшению общения ребенка  с товарищами, то в подростковом возрасте все как бы меняется местами. Нельзя, «вытаскивая» успеваемость, решить все другие личностные проблемы подростка. Можно сделать лишь наоборот: решая личностные проблемы подростка, помочь повысить успеваемость.

Наиболее массовой причиной плохого усвоения знаний в средних классах является отсутствие адекватной мотивации учения, т.е. нежелание учиться.

Однако создание адекватной мотивации учения у подростков, и в особенности тогда, когда подросток уже потерял интерес к учебе, — очень сложное дело, требующее тонкой психологической инструментовки, индивидуального подхода  каждому подростку.

Нередко в современной школе потеря подростками смысла учения является результатом педагогической работы. Начиная уже с 6-7 класса, учителя начинают смотреть на того или иного ученика как на совершенно неперспективного.

Учителями откровенно  используются угрозы перевести в другой класс, школу или избавиться после 9 класса.

В результате многие подростки из числа «неперспективных» сами предпочитают «отойти от школы», находя интересы где-то на стороне.

Без глубокой уверенности педагога в перспективности каждого подростка,  в принципиальной возможности развития его личности работа с ним не может быть успешной!

Исследования показывают, что в любом возрасте подростки видят причины трудностей обучения в первую очередь в самих себе (младшие: «плохая память», «слабое внимание», «не умею думать»; старшие: «лень», «безволие»).

Второй по частоте причиной подростки называют сложность учебной программы, отдельных предметов. Старшие указывают на эту причину реже, чем младшие. Третьей причиной подростки считают непрофессионализм педагогов.

Учителя же считают, что во всем виноваты сами подростки.  В качестве второй причины называют плохую помощь родителей.  Третьей причиной учителя считают сложности программы.

Наконец, родители считают главной причиной «недоступность программы», «высокие требования школы».

Выявляемая  на основании сопоставления трех позиций картина весьма неблагополучна с точки зрения, как развития личности подростка, так и развития личности педагога. Тормозом для развития выступает сочетание «обвиняющей» позиции учителей и «самообвиняющей» позиции детей, когда все трудности процесса усвоения знаний списываются за счет «лени», «безответственности» и «нерадивости» школьников.

Еще одна важная проблема, связанная со сферой обучения современных подростков, состоит в полном игнорировании познавательной мотивации.

Для современной ситуации характерно смещение акцентов с собственно познавательной деятельности на отдельные, наиболее формальные элементы учебной деятельности (успеваемость, оценки и т.п.).

Следствием этого становится неразвитость интереса к самому процессу познания, чрезвычайно важного для продуктивного развития личности подростка.

  1. Самопознание, самореализация, самораскрытие.

    Анализ содержания и динамики переживаний подростков на протяжении этого возраста говорит о том, что и для младших, и особенно для старших подростков характерны переживания, так ли иначе связанные с их отношением к себе, к собственной личности. Но вот что примечательно. Почти все переживания, относящиеся к процессу познания подростком себя, оказываются отрицательными.

Источник: https://infourok.ru/psihologicheskie-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta-2553463.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector