Агрессивное поведение детей младшего и старшего дошкольного и школьного возраста

Всегда ли детская агрессия является негативным фактором или же она служит во благо ребёнку? Австрийский зоопсихолог Конрад Лоренц рассматривал агрессивность и конфликтность как один из аспектов инстинкта самосохранения. С этой точки зрения, враждебность является полезным навыком, существующим для отстаивания своих прав и интересов.

Однако если вовремя малышу не объяснить, что неконтролируемые вспышки агрессии недопустимы, последствия могут быть очень серьезными. Конфликтность превратиться из конструктивного инструмента в деструктивный.

Так как же вовремя распознать агрессию у детей и подростков, как правильно реагировать на агрессию ребенка? И что делать, чтобы научить ребенка контролировать свои эмоции?

Агрессивное поведение детей младшего и старшего дошкольного и школьного возраста

Причины детской агрессии

  1. Кризисные периоды в развитии. Через конфликтность и капризность дети пытаются найти свое место в изменившейся обстановке, выстроить новый тип коммуникации с окружающими.
  2. Проявление соматического заболевания.

    Агрессивное поведение ребёнка может быть связано с имеющимися у него психическими или неврологическими заболеваниями.

  3. Ухудшение самочувствия в преддверии простудного заболевания. Малыш чувствует недомогание, но в силу возраста не понимает, что его беспокоит, и не может объяснить это взрослым.

    Он начинает плохо вести себя, пытаясь привлечь внимание.

  4. Чрезмерная любовь к одному из родителей. Объектом агрессии становится второй родитель.
  5. Сильный стресс, связанный с потерей близкого человека, тяжелой болезнью родственника, другой серьёзной семейной проблемой.

    Так он снимает напряжение, выплёскивает наружу страх, обиду, злость.

  6. Недостаток любви, равнодушие со стороны родителей. Ребёнок проявляет агрессию, чтобы получить от них хоть какой-то эмоциональный отклик. Причины подростковой агрессии часто кроются в холодном отношении со стороны матери.

  7. Копирование поведения взрослых. Если мама с папой каждый день ссорятся, дерутся, кричат, ругаются с посторонними, то сложно ожидать от малыша другого поведения.

Когда агрессию у ребёнка не стоит подавлять?

Агрессивное поведение детей младшего и старшего дошкольного и школьного возраста

Матери важно уметь отличать приступы агрессии у ребёнка от желания защитить свои интересы.

Пример 1. К вашей дочери на детской площадке подходит девочка постарше, толкает, обзывает, пытается отобрать куклу. У вашей малышки есть веские основания начать злиться и пытаться всеми силами защитить своё имущество.

Пример 2. Вы пообещали сыну почитать на ночь книгу, если он наведёт порядок на столе. Мальчик убрал карандаши на место, но вы не сдержали слово, сославшись на занятость. Малыш имеет право рассердиться и обидеться на вас.

Из этого праведного гнева в будущем вырастет умение отстаивать свою точку зрения. Если же в подобных ситуациях вы будете ругать своё чадо, то у него закрепится убеждение, что защищать себя – плохо.

Диагностика состояния агрессии у подростков и детей

Существуют различные методики выявления детской агрессии. Рассмотрим некоторые из них.

  • Схема наблюдения, составленная Алвордом и Бейкер. Она включает в себя 8 критериев. Необходимо отслеживать поведение ученика (воспитанника) не менее 6 месяцев. Если ребёнок агрессивный, то за это время проявится минимум 4 признака.
  • Анкета Лаврентьевой и Титаренко содержит 20 вопросов, на которые нужно ответить «да» или «нет» (бланк заполняет педагог). Данный опросник помогает определить уровень агрессивности школьника.
  • Тест «Руки» Вагнера позволяет выявить у детей не только склонность к насилию, но и другие особенности эмоционально-волевой сферы ребёнка. Его используют так же для обследования детей с ОВЗ.
  • Рисуночные тесты («несуществующее животное», «кактус») выявляют скрытую агрессию, могут применяться при диагностических обследованиях младших дошкольников и детей с нарушениями развития.

Виды детской агрессии

Агрессивное поведение детей младшего и старшего дошкольного и школьного возраста

Агрессия бывает:

  • Физическая. Она проявляется в нанесении физического и материального вреда обидчику. Агрессор может укусить, ударить другого человека или животного, сломать какую-то вещь.
  • Словесная или вербальная агрессия включает в себя оскорбления, клевету, крики. Девочки гораздо чаще прибегают к этому способу, используя вместо кулаков бойкотирование, интриги и манипуляции.

Конфликтующий человек может проявлять её:

  • прямо (сделать больно, оскорбить в лицо);
  • косвенно (сломать вещь обидчика, распускать о нём неприятные слухи или нелестно отзываться «за спиной»);
  • символически (угрожать).

Это открытые проявления агрессивности у детей.

Если ребёнок не умеет открыто конфликтовать, то он начинает это делать скрыто (пассивно): отказывается выполнять домашнее задание или есть, беспричинно враждует с другими детьми, отказывается идти на компромисс.

Скрытая агрессия у подростков мешает выстроить здоровые отношения, становится причиной неконтролируемой ревности и подозрительности, приводит к саморазрушению.

Как справиться?

Агрессивное поведение детей младшего и старшего дошкольного и школьного возраста

Агрессия у детей дошкольного возраста: чем она вызвана? Как справиться с агрессией ребёнка-дошкольника?

Детская агрессия – очень частое явление. Почему дети ведут себя, казалось бы, не свойственным для такого юного возраста образом? Это связано с высокими темпами развития и неумением контролировать эмоции. У детей дошкольного возраста преобладает физическая агрессия. Дошкольники дерутся, кусаются, обзываются, капризничают, устраивают истерики и пытаются манипулировать взрослыми.

Агрессия у детей от 1,6 до 3х лет

На полтора года приходится первый кризис. У малыша появляются новые желания, эмоции, интересы, но нет возможности выразить их словами. Агрессия у детей 1,6-2 лет может быть связана с переизбытком чувств. Так от прилива любви к матери, малыш может начать бить её. Что делать в этом случае?

Маме следует перехватить руку ребёнка, с серьёзным выражением на лице строго и спокойно сказать: «Нет, нельзя!». Ни в коем случае не стоит улыбаться или говорить ласково, т.к. малыш может решить, что мама играет.

Если чадо пытается укусить кого-то, нужно подставить под его зубы напряженную ладонь. Почему? Потому что по ней зубы будут скользить. Малыш предпримет ещё несколько попыток укусить, но быстро потеряет интерес к тому, что у него не получается.

Агрессивное поведение детей в 3 года

Второй кризисный период: дети начинают стремиться к самостоятельности. Малыш отбирает чужие игрушки, выгоняет других детей из песочницы, не пускает их на горку. Любимые фразы трёхлетки: «Я сам!», «Это моё!».

Агрессия у дошкольников не проходит сама по себе, но подчёркивать её не стоит. Если мама слишком эмоционально реагирует на незначительные конфликты, то может только усугубить ситуацию. Правильней будет отойти с малышом в сторону, спокойно поговорить и предложить ему другую игру. Приятная особенность этого возраста: дошкольники легко переключаются на другое занятие и забывают обиды.

Причины агрессии у детей от 4 до 6 лет

В старшем дошкольном возрасте дети активно познают социум. Они учатся уважительно относиться к воспитателям, строить отношения со сверстниками, проверяют «на прочность» окружающих людей. В 4 года дошкольник начинает выстраивать свои личные границы и ревностно их охранять.

Он становится агрессивен, если кто-то посягает на его территорию. С 5 лет девочки стараются скрывать своё конфликтное поведение.

Они переходят от физической агрессии к речевой, что начинает проявляться в придумывании обидных прозвищ, отказе дружить с кем-то, настраивании всех против «врага».

Агрессивное поведение детей младшего и старшего дошкольного и школьного возраста

Агрессия младших школьников

Ещё один важный этап в жизни ребёнка приходится на 6,5-7 лет. Он идёт в 1 класс. Начальная школа влечёт за собой много изменений: игровая деятельность сменяется учебной, новоиспеченный ученик попадает в новый коллектив, начинает получать отметки.

Речевая агрессия у младших школьников становится более изощренной. Если у детей дошкольного возраста вспышки злости связаны с неумением контролировать себя, то в 7 лет они совершают акты физического насилия осознанно и целенаправленно. У младших школьников появляется новая черта характера – мстительность.

Если родители не боролись с проявлениями агрессии у ребёнка в дошкольном возрасте (или делали это неправильно), то при переходе в школу его конфликтность и жестокость резко возрастёт. Работа по коррекции поведения потребует больше усилий.

Специфика агрессии в подростковом возрасте

Подростковая агрессия является ярким индикатором начала переходного возраста. Даже те дети, которые всегда хорошо себя вели, становятся подверженными вспышкам ярости.

У подростка происходят активные гормональные изменения, влекущие за собой неуравновешенность, подозрительность, раздражительность, с которыми он не всегда умеет справляться. Агрессия в школе становится способом выразить себя, завоевать авторитет.

Эти факторы делают подростков наиболее уязвимым перед негативным влиянием окружающей среды.

Опасный подводный камень агрессии подростков – скрытая агрессия, приводящая к немотивированной «холодной» борьбе со всеми и всем. Она может стать причиной саморазрушительного поведения, суицидальных мыслей.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Что делать с приступами агрессии у мужчин

Причины агрессии у подростков могут крыться в неправильном воспитании: гиперопека (чрезмерная забота) или гипоопека (заброшенность, недостаток внимания со стороны матери и отца), авторитарные, жестокие методы воспитания.

Агрессия у детей с ограниченными возможностями здоровья

Любой дефект накладывает отпечаток на характер человека. Агрессия у детей с ОВЗ чаще наблюдаются при умственной отсталости, задержке психического развития (ЗПР) и аутизме.

У детей с ЗПР психические процессы мозга развиваются неравномерно, с отставанием от нормы. Среди них – процессы возбуждения и торможения. Это является основной причиной агрессивности детей с ЗПР. В ответ на раздражитель школьник становится агрессивен. Этот всплеск враждебности должен «снять» процесс торможения, но он не способен погасить возбуждение.

У детей с аутизмом чаще встречается аутоагрессия. Аутист может кусать, царапать, бить себя, чтоб избавиться от дискомфорта.

Как бороться с агрессией у ребёнка с ОВЗ

Ребёнок с ОВЗ ведёт себя агрессивно, из-за особенностей развития и наличия серьёзных заболеваний. В первую очередь, его нужно лечить. Лечение агрессии у детей с ОВЗ обязательно включает постоянное наблюдение у психиатра и невролога, приём выписанных препаратов, выполнение лечебных процедур.

Если не научить особенного малыша в раннем возрасте справляться с гневом, то неконтролируемая агрессия в подростковом возрасте может привести к очень серьёзным и непредсказуемым последствиям.

Коррекционно-развивающая работа содержит общие (подходящие всем детям) и специфические игровые упражнения на снятие напряжения, уменьшение тревожности, умение понимать чужие эмоции и адекватно выражать свои чувства.

Коррекция агрессивного поведения: рекомендации родителям и педагогам

Агрессивное поведение детей младшего и старшего дошкольного и школьного возраста

Работа по устранению физической агрессии основывается на обучении ребёнка понимать чувства и контролировать эмоции. Агрессивные дети должны уметь выражать свою злость безопасными способами.

Дошкольнику можно предложить топать ногами или кидать мяч, когда он злится. Внутреннее напряжение помогают снять игры с сыпучими материалами (пересыпание круп, просеивание манки, рисование дорожек на поверхности песка) и водой (переливание, запускание корабликов, «тонет – не тонет»).

Избавиться от речевой агрессии поможет мешочек, в который дети могут «выкричать» весь негатив.

Учеников средних и старших классов учат анализировать последствия своих действий и использовать «Я-высказывания» («Я злюсь, когда ты так делаешь.» вместо «Прекрати так делать!»). Им предлагают упражнение «спусти пар» (одноклассники по очереди говорят, что им не нравится друг в друге), проигрывание неприятных ситуаций с дальнейшим обсуждением.

Школьная парта может быть снабжена «листками гнева», которые ученики могут скомкать или порвать, когда чувствуют злость.

Иногда агрессивное поведение подростков требует вмешательства психотерапевта. Если вы чувствуете, что не справляетесь с ситуацией, не бойтесь обратиться за помощью к специалисту.

Профилактика детской агрессивности

Характер человека во многом зависит от микроклимата в семье. Родителям следует придерживаться одного стиля воспитания, мирно улаживать возникшие разногласия, относиться к ребёнку с уважением, хвалить его даже за самые незначительные успехи и достижения.

Взрослые должны сами уметь контролировать себя и подавать детям правильный пример.

Родители должны озвучивать чувства малыша и причины, по которым они появились. Так он быстрей научится понимать, что с ним происходит. («Ты злишься, потому что Серёжа сломал твою машинку.»)

Не стоит скрывать смерть близкого человека от него. Позже, когда правда станет известна, он почувствуют себя преданным, обманутым.

Если агрессивный поступок не опасен, матери не следует акцентировать на нём внимание.

Не стоит накалять обстановку во время общения с детьми, склонными к насилию.

Осуждать стоит поступок, а не ребёнка («Ты поступил очень безответственно», а не «Какой же ты безответственный!»).

Уделяйте своему ребёнку время, обнимайте его и играйте с ним. Учите своего малыша разговаривать, делиться своими переживаниями и страхами. Тогда ему не понадобится добиваться вашего внимания и доказывать свою значимость агрессивными методами.

Источник: https://opsihoze.ru/rasstrojstva-lichnosti-i-povedenija/kak-spravitsya-s-detskoj-agressiej.html

Агрессивность у детей дошкольного возраста

Когда в семье появляется долгожданный малыш, такой крохотный, беззащитный, молодые родители мечтают вырастить из него сильную самодостаточную личность. Хотят видеть его общительным, улыбчивым, обаятельным. Надеются, что он реализует их родительские амбиции. Будет любимцем детей и взрослых.

И не даст повода для стыда и огорчений. Но проходит совсем немного времени, всего лишь около года, и милый забавный любимый малыш превращается в непослушного, капризного, несносного забияку. Родители в отчаянии.

В период от полутора до трех лет чаще всего опускаются руки и кажется, что истерики будут продолжаться бесконечно.

Агрессивное поведение детей младшего и старшего дошкольного и школьного возраста

Агрессия у детей дошкольного возраста

У маленьких детей агрессивность соседствует с самоутверждением. Агрессивным поведением, истериками, отчаянием, плачем ребенок частенько испытывает родителей на прочность, проверяет, где та грань, через которую переступить ему уже не позволят. Это очень непростое время для семьи.

Так и хочется отшлепать неслуха за такие «концерты», особенно если это случилось в магазине или на улице. Мамы и папы проходят экзамен на родительскую зрелость.

Если они неправильно реагируют на такое «ненормальное» поведение, очень строго наказывают, применяют физические наказания, то результат будет прямо противоположный ожидаемому.

Малыши просто еще не знают, что такое правильное и неправильное поведение. Конфликт «хочу – нельзя» вызывает протест. Ребенок зачастую не понимает, а зачем ему вообще слушаться и делать то, что требуют взрослые.

Истерики и агрессия у детей дошкольного возраста – это способ показать и выразить свое возмущение и негодование, метод борьбы с волей родителей.

Агрессивное поведение детей младшего и старшего дошкольного и школьного возраста

Причин, вызывающих агрессивное поведение детей дошкольного возраста, довольно много:

  • Страх. Родители могут даже не догадываться, что ребенок чего-то боится или считают причину страха сущим пустяком. Игнорирование проблемы со стороны взрослых может привести к истерике.
  • Запреты. У авторитарных родителей малыш бывает «задавленным» постоянными «нет», «нельзя» и «надо». На ребенка кричат, в чем-то обвиняют или упрекают.
  • Ребенок отстаивает свою территорию или границу своей личности.
  • Ссоры между родителями или членами семьи вызывают страх, протест и, как следствие, агрессивные вспышки.
  • Ребенок ожидает нападения, опасается враждебности.
  • Старается доказать свою независимость и самостоятельность.
  • Чрезмерное эмоциональное напряжение.
  • Ребенок чувствует, что его не любят или даже ненавидят.
  • Копирует поведение окружающих взрослых или детей.

Если не принимать решительных мер, агрессия у детей дошкольного возраста может стать чертой характера и принести много неприятностей человеку во взрослой жизни.

Агрессивное поведение детей младшего и старшего дошкольного и школьного возраста

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Детская агрессия проявляется в разнообразных формах. Ее главная отличительная черта – отношение к сверстникам. Агрессивные дошкольники неспособны понять чувства других детей. Они проявляют к ним невнимание, злорадствуют при чужих неудачах, неспособны помочь, поделиться, посочувствовать.

Формы агрессивного поведения:

  • оскорбления сверстников;
  • драки и провоцирование конфликтов;
  • смех над слезами обиженного;
  • высмеивание физических недостатков (заикание, хромота, ношение очков и т.д.);
  • унижение того, кто слабее;
  • причинение физической боли;
  • изобретательность способа нанесения ущерба;
  • склонность к враждебности и жестокости.

При этом уровень интеллекта, игровой и другой продуктивной деятельности не страдает.

Агрессивное поведение детей младшего и старшего дошкольного и школьного возраста

Коррекция агрессивного поведения дошкольников

Все дети ссорятся, обижаются, спорят, иногда дерутся. Большинство со временем учатся миролюбивому способу разрешения конфликтов. В 5-6 лет еще можно и нужно проводить коррекцию агрессивного поведения. Здесь важна система и тесная работа семьи и детского сада.

Коррекция агрессивного поведения дошкольников трудна и многогранна. Требует огромного терпения, знаний, любви и уважения к ребенку. Нужно всегда помнить, что вспышку агрессии может вызвать публично высказанное пренебрежительное замечание или нетактичная критика.

Вот некоторые методы коррекционной работы:

  • обговорить все «нельзя» и убедиться, что ребенок их понял и запомнил;
  • почаще использовать невербальные способы контроля (интонацию, строгий взгляд, выразительную мимику, жест);
  • по возможности заранее предугадать и предупредить инцидент;
  • уединить. Здесь существует строгое правило – время одиночества должно соответствовать возрасту (пять лет – пять минут);
  • наказание полученным уроком – все, что натворил, должен сам исправить;
  • не предъявлять требований не по возрасту;
  • всегда стараться понять причину того или иного поступка;
  • любить ребенка любым – орущим, несносным, вредным. И всегда об этом говорить;
  • почаще использовать юмор. Лучше иногда пощекотать, устроить бой подушками, переключить внимание, чем наказать.

Агрессивное поведение детей младшего и старшего дошкольного и школьного возраста

Профилактика агрессивного поведения дошкольников

Как известно, предупредить легче, чем лечить. В этом заключается профилактика агрессивного поведения дошкольников. Самое важное – любовь, любовь и еще раз любовь к своему малышу. Надо быть взрослым и мудрым родителем. Всегда становиться на сторону своего ребенка.

Учиться сохранять выдержку и спокойствие в любых ситуациях с детьми, не поддаваться на их провокации. Уметь предоставлять выбор. Иногда проигнорировать истерику, а потом дать выплакаться. Крепко-крепко обнять. Отвлекать. Просто предложить что-нибудь вкусное.

Очень часто голод и усталость могут быть причиной агрессивной вспышки.

Работа с агрессивными детьми

В дошкольной психологии работа с агрессивными детьми выделена в отдельный обширный раздел. Она включает в себя очень многое. Таких детей важно научить видеть в сверстниках друзей и партнеров. Их нужно привлекать к совместным играм и коллективным занятиям.

Они должны научиться справляться со своей агрессией цивилизованными способами. Энергии нужно дать выход. Лучший способ – спорт и спортивные игры. Такие дети должны физически уставать. Запрет на агрессию может привести к аутоагрессии. Обязательно исключить или ограничить фильмы и игры с элементами насилия.

Читать добрые сказки. Учить на примерах литературных героев.

Детская злость и агрессия. Отчего становятся злыми наши дети?

Источник: https://www.rastut-goda.ru/preschool-child/8491-agressivnost-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Агрессия у детей младшего возраста

Многие мамы прошли через это. Милый и послушный малыш вдруг становится агрессивным и в буквальном смысле с кулаками начинает кидаться на близких или проявляет агрессию к другим детям.

Особенно достается мамам.

При этом многие отмечают тот факт, что само действо как будто доставляет удовольствие ребенку — в его глазах удовольствие, а порой он как будто ждет, чтобы его наказали — чтобы продолжить «концерт».

В возрасте до пяти лет дети еще плохо владеют социальными навыками, многие недостаточно хорошо владеют речью. В результате они не могут объясниться, донести словесно до взрослых, что они чувствуют, и физическое действие становится для них единственным способом сообщить о том, что ему плохо: он скучает, ему страшно, обидно или он чувствует себя одиноким.

У детской агрессии в этом возрасте две основных причины. Это психологический дискомфорт и попытка заявить свои претензии на лидерство. Все остальное — вариации на тему. Детей с психическими и умственными отклонениями мы сейчас не рассматриваем.

Итак, причина первая: психологический дискомфорт.  Драчливость, укусы, плевки, крики в данном случае — реакция на стресс. И прекратить эту агрессию можно только одним способом: найти первоисточник дискомфорта и ликвидировать его.

Для установления причины агрессивного поведения необходимо проанализировать — после какого события в семье ребенок стал так себя вести? Может быть, родился младший ребенок? Или малыша надолго отвезли к бабушке? Начал ходить в детский сад? Его переселили от родителей в отдельную комнату? Произошел развод или кончина одного из родителей? А, может быть, вы слишком заняты, и обращаете внимание на малыша только когда он начинает бросаться на вас с дракой? Или мама сутками пропадает на работе, а воспитание ребенка поручила няне? Любой из этих факторов может стать катализатором для агрессивного поведения.

Начинать надо с переговоров. При этом переговоры не тождественны нотации. Как бы вы не кипели от раздражения или гнева, разговаривать с ребенком надо спокойно.

Для того, чтобы малыш вас услышал, следует посадить его рядом с собой, так, чтобы ваши глаза находились примерно на одном уровне — это очень сильно сближает. Полезно взять его за ручку, ручку положить себе на колени ладошкой вверх и накрыть своей ладонью — это максимальная степень доверия.

Установив зрительный и тактильный контакт, можно начинать беседу. В этой беседе важно не обвинять, не ругать, не читать мораль, не стыдить. Ребенку и так плохо, и нотация усугубит его самоощущение. Не думайте, что ему все равно — в таких ситуациях дети чувствуют себя виноватыми.

Они прекрасно понимают, что так вести себя нехорошо. Главная задача — оказать поддержку, помочь ребенку справиться с негативными эмоциями и чувствами, научить его проговаривать свои страхи, неудовольствие, тревоги. Разговор должен проходить примерно в таком ключе: «Малыш, я хочу тебе помочь.

Тебе плохо, такое бывает даже со взрослыми. Ты, наверное, и сам видишь, что последнее время ведешь себя немного не так, как следовало бы. Я — твоя мама, и что бы ни случилось — я всегда рядом, я всегда помогу и поддержу тебя».

Если у ребенка истерика, приступ сильного плача, то его следует обнять и прижать к себе — это позволит ему быстро успокоиться.

В этом случае начинать разговор следует после того, как вы убедились, что он способен вас выслушать. В процессе разговора малыш может опять расплакаться от чувства вины и душевной боли.

Не лишним будет взять его на руки, покачать, как маленького. Мамины ласковые прикосновения — самое мощное лекарство для таких детишек.

Будьте готовы к тому, что говорить придется в основном вам все по той же причине: в этом возрасте большинство детей еще не способны дать вразумительных пояснений своим действиям.

На вас возлагается почетная обязанность фактически методом тыка угадать, какое событие вывело ребенка из душевного равновесия, что именно вызывает у него дискомфорт. Материнская интуиция обязательно подскажет верное направление.

 Задача таких переговоров не в том, чтобы дать понять ребенку, что он плохо ведет себя, а в том, чтобы поощрить откровенность, доверительные отношения: в следующий раз вместо того, чтобы кусаться или драться, ребенок подойдет к вам за поддержкой и помощью.

И так следует поступать каждый раз, как только ребенок начинает проявлять агрессию. Если эти явления принимают затяжной характер, то следует обратиться к детскому психологу. Но самое главное, что следует запомнить: никаких крутых мер в таких случаях применять нельзя, этим можно только усугубить ситуацию. Как говорила героиня известного кинофильма: «Терпение и так, терпение и такт!»

Вторая причина агрессии — так называемая проверка авторитета: ребенок хочет узнать границы дозволенного.  Он открыл новый способ контактировать с окружающими, ему на самом деле это может нравиться.

Сами посудите: он кого-то ударил и сразу оказался в центре внимания, сразу все начинают вокруг бегать, что-то говорить, делать.

Это же интересно! Агрессивные действия в данном случае — своеобразный спор со взрослыми: вы мне так, а я вам вот так! И посмотрим, кто кого! Ты ему говоришь «Нельзя», а он как будто нарочно, наперекор тебе продолжает и еще и смотрит в глаза при этом, да еще и улыбается.

Противодействие  такой агрессии чисто воспитательное. Если ребенок не испытывает психологического дискомфорта, а просто самоутверждается, стремится подняться на ступеньку повыше на лестнице семейной иерархии, то можно принимать более решительные меры, но, как и в первом случае, начинать надо с переговоров.

Если вдруг переговоры не помогли (бывают очень упорные дети с выраженными лидерскими задатками), то родителям следует своими ответными действиями показать ребенку неприемлемость его поведения. При этом ни в коем случае нельзя бить его в ответ, хотя, чего греха таить, иногда очень хочется.

Бессмысленно говорить, что драться нельзя и при этом драться самой. Не нарушайте собственных установок, последовательность — одна из основ воспитания. Если ребенок вас ударил или укусил, то качестве ответной меры необходимо прекратить участвовать в «представлении» — выйти из комнаты самим или вывести из нее ребенка.

  В некоторых случаях, если малыш совсем уж разошелся, рекомендуют закрыть его одного в комнате и не контактировать с ним, пока он не успокоится. То есть дать понять ребенку, что общаться с ним будут только тогда, когда он спокоен.

Если ребенок ударил маму или другого члена семьи, то «пострадавшему» можно сделать вид, что он плачет. Это производит очень сильный эффект, ведь взрослые в глазах детей такие всесильные, всемогущие и неуязвимые существа.

Демонстрация взрослым слабости всегда повергает  ребенка в недоумение: оказывается, родителям тоже может быть больно, они тоже могут заплакать. Очень часто достаточно одного такого урока, чтобы ребенок прекратил драться.

Полезно переключить внимание на пострадавшего: вслух высказывать ему сочувствие, «жалеть», погладить — доступным ребенку методом показать, что человеку больно, плохо. Драчливые детишки очень часто ожидают бурной реакции в свой адрес, так вот очень действенно не играть по их правилам: ударил, а все внимание досталось другому.

Но при проведении такой воспитательной работы вы должны быть тверды и последовательны в своем намерении.

Если вы закрыли ребенка в «успокоительной комнате», то уже не должны каждый пять минут кидаться к двери с воплем «Как ты там, заинька?!».

  Как бы не разрывалось ваше сердце от жалости к маленькому проказнику, важно соблюсти правила воспитания до конца и одержать победу, иначе конфликт выйдет на новый виток и усмирить проказника будет намного сложнее.

Чтобы донести до чада ваше неудовольствие, необходимо правильно объяснять ребенку, что он поступает плохо. Обычно дети игнорируют слово «нельзя»: нельзя толкаться, нельзя драться.

Почему? Потому, что в их понимании «нельзя» это не запрет на действие, а невозможность на практике что-либо сделать.

Мама говорит: «Драться нельзя!», а сын или дочка тут же демонстрирует ей обратное: почему нельзя? Получается же, значит, можно! Оперировать следует другими словами: «Нехорошо, так себя не ведут, так не делают, это недопустимо, давай-ка не будем так делать».

При этом очень важно давать оценку не ребенку, а его действиям. Говорить не «Ты плохой, ты непослушный», а «Ты ведешь себя плохо, ты не послушался, ты нехорошо поступил, ты у меня такой хороший мальчик, и так плохо сделал, мне очень жаль».

В обоих случаях как огня следуют беречься от невольного поощрения агрессии. Ребенок прекрасно чувствует настроение и эмоции взрослых. Стоит ему попасть в волну, всё — берегись, кто может. Он будет повторять этот сценарий бесконечно.

На словах, конечно, родители могут  выражать неодобрение, но при этом едва скрывать улыбку, потому что это было смешно, или гордиться «мужским» поступком своего чада — дал, мол, сдачи, молодец.

Либо, поругав ребенка для формальности на площадке, по возвращении домой мать с радостью рассказывает отцу, что «Ксюшка сегодня всех разогнала».

Конечно, ребенок сразу поймет, что матери такое поведение нравится, и как бы она его не отчитывала при посторонних, драки будут продолжаться с подтекстом «Но я-то знаю, что тебе это нравится!» И когда вдруг маминому терпению придет конец, и она всерьез будет требовать  прекратить, ее требование разобьется о довольную улыбку ребенка: «Да-да, это классно, я знаю». Ну или классика жанра: ребенок бьет маму, та только открывает рот, чтобы сделать чаду внушение, как встревает любящая бабушка и с восторгом выдает порцию поощрения: «Ах, ты, да как он мамку-то! Ой, молодец! Да вот так ей! Да еще ей!» Думаю, это знакомо многим родителям. Тут уже надо и ребенка, и бабушку воспитывать — обоим объяснять неправильность такого поведения.

Хотелось бы отметить, что в возрасте до 4-5 лет каждый ребенок хотя бы раз попробовал применить физическое воздействие против взрослых. Большинство детей на этом свои эксперименты и заканчивают. Применять серьезные воспитательные методы, прибегать к помощи психолога  следует в тех случая, когда имеет место устойчивая тенденция.

Азбука воспитания

Источник: https://azbyka.ru/deti/agressiya-u-detej-mladshego-vozrasta

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста



Донная статья посвящена рассмотрению проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста. В ней исследуется феномен агрессии, ее виды и источники возникновения. Подробнее раскрываются особенности проявления агрессии у детей в разные этапы психологического развития. Предлагаются наиболее эффективные способы профилактики и работы с агрессивным поведением.

Ключевые слова: ребенок, агрессивное поведение, малыш, родитель, детский сад, инструментальная агрессия, дошкольник, агрессия, детская агрессия.

Любое проявление агрессии, склонность к агрессивному поведению у дошкольника становится большой проблемой для семьи ребенка, его ближайшего окружения и всего общества.

Почему надо обращать внимание на агрессию, изучать агрессивность, начинать корректировать такое поведение именно у детей дошкольного возраста? Черты характера находятся в стадии формирования примерно до 10 летнего возраста.

Своевременное вмешательство грамотных специалистов, работающих рука об руку, могут существенно скорректировать поведение в лучшую сторону. [2, с.4]

Закрывая глаза на неправильное поведение дошкольника, взрослые тем самым оказывают ему «медвежью услугу». Со временем агрессивность становится чертой характера, которая будет очень мешать человеку в его взрослой жизни. [3, с.

24] Такие люди легко ломают судьбы окружающих, поскольку им несвойственна эмпатия, они не умеют выстраивать нормальные отношения в семье, легко переступают границы дозволенного, нарушают законы. В старости агрессивные люди часто страдают от одиночества, общения с ними избегают даже самые близкие люди.

Чтобы этого не случилась с вашим ребенком, нужно вовремя принимать меры.

Данной проблемой занимаются специалисты многих областей, которые предлагают использовать целый комплекс разнообразных действий. Современные психологи считают, что агрессия и агрессивность — разные термины.

Их описание, согласно мнению Е. П. Ильина, выглядит следующим образом.

Он считает агрессию любой формой поведения, нацеленного на оскорбление, причинение вреда другому живому существу, отвергающему, не желающему такого обращения к себе.

Агрессивностью этот ученый называет свойство личности, отражающее склонность к агрессивному реагированию, которое возникает во время конфликтной, либо просто незнакомой ситуации.

При этом далеко не все психологи считают агрессивное поведение исключительно негативным. [2, с.2] Так, В.

Клайн полагает — некоторые черты агрессивности играют положительную роль, без них просто нельзя обойтись в современном обществе.

Он имеет в виду настойчивость, инициативность, упорство в достижении поставленной цели, умение завоевывать, удерживать внимание. Подобными качествами обладают лидеры.

Э. Фромм также считает, что агрессия далеко не однозначна, в некоторых случаях она даже полезна. Известно, что агрессивный ребенок легче других привыкает к новым ситуациям, коллективам, кроме того, взрослые всегда предоставляют ему базовые потребности.

  • Психологи различают два типа агрессивных проявлений:
  • ‒ Целевую.
  • ‒ Инструментальную агрессию.

Целевая агрессия представляет собой заранее спланированный акт. Его цель — нанесение вреда, ущерба выбранному объекту. У такого дошкольника очень часто вообще не бывает друзей, сверстники избегают, опасаются его.

Родители, не умеющие справляться с целевой агрессией, используют только один способ, чтобы унять малыша — насильственный. Они замечают, что их ребенок не умеет контактировать со сверстниками. Когда он желает включиться в игру, то начинает с привлечения к себе внимания.

Он ударяет играющего, отнимает у него игрушку. Такое деструктивное поведение наводит страх на сверстников, взрослые, желая как можно быстрее отделаться от агрессора, без промедления выполняют его требования.

Со временем агрессивное поведение становится для дошкольника нормой, он не отдает отчет себе за его последствия.

Инструментальная агрессия является средством достижения желаемого результата, который нельзя назвать агрессивным актом. Ребенок, использующий инструментальную агрессию, доброжелателен, у него есть друзья, он может быть ласковым, приятным в общении. Такое поведение дошкольник демонстрирует, когда ему все нравится.

Если же малыш сталкивается со стрессовой ситуацией, с обстоятельствами, которые ему не по душе (отняли игрушку, не позволяют съесть лишнюю конфету, мама отказывается купить игрушку), его поведение кардинально меняется.

Дошкольник будет добиваться своей цели любым способом, используя доступные физические способы (бьет, кусает), либо воздействует на «обидчика» морально (закатывает истерику, сучит ногами, рыдает).

Истерики, агрессия у малышей — это возможность выразить свой гнев, негодование, способ борьбы с родительской волей.

Причины возникновения агрессии:

‒ Если ребенок обделен вниманием, его чувства никого не волнуют. По указанной причине он точно также начинает относиться к окружающим — перестает беспокоиться об их чувствах. Когда родители (воспитатели) не интересуются внутренним миром ребенка, они предоставляют ему желаемое без лишних вопросов. Малыш привыкает получать все «очень быстро», не подвергая анализу свое поведение. [1, с.2]

‒ Новые обстоятельства жизни — развод или расставание родителей, появление в семье новорожденного, выход мамы на работу.

‒ Малыш слишком много времени проводит перед телевизором, компьютером.

‒ Нарушение режима питания, рациона малыша. Если вместо тарелки супа и второго на обед дошкольник получает груду печенья и конфет, к концу дня можно ждать проявление агрессии. Она будет вызвана избытком сахара в организме малыша.

  1. ‒ Частые наказания приводят к демонстрации такой же модели поведения.
  2. ‒ Социально-экономическая нестабильность в семье (родители боятся потерять работу, либо уже потеряли ее, кому-то из них урезали заработную плату).
  3. ‒ Малыш не может себя контролировать по причине недостаточной саморегуляции.

‒ Страх. Многие родители даже не подозревают, что их ребенок сильно чего-то боится. Некоторые знают об его страхах, однако не придают им значения, считая чем-то несущественным. Между тем именно подавленные, загнанные глубину сознания страхи часто заканчиваются истериками.

‒ Запреты. Авторитарные родители склонны подавлять своего ребенка, он без конца слышит от них «нельзя», «нет», «надо». Многие родители не стесняются кричать на малыша, обвинять его в чем-либо, осыпать упреками. [3, с.24]

‒ Дошкольник может отстаивать свою территорию, границу своей личности от навязчивого внимания взрослых, или старших детей.

‒ Ссоры между родителями, другими членами семьи не проходят бесследно для малыша. Они вызывают страх и протест, которые впоследствии выльются во вспышки агрессии.

‒ Малыш старается доказать свою независимость, самостоятельность. Особенно часто это происходит с трехлетками, которые только что научились одеваться, надевать обувь. Малыш в этом возрасте часто даже не позволяет прикоснуться к своей одежде, не любит ходить за руку, ведь он считает себя почти взрослым, который умеет и может все. [2, с.3]

  • ‒ Высокое эмоциональное напряжение, за которым почти неизбежно следует взрыв — плач, истерика.
  • ‒ Когда ребенок инстинктивно чувствует, что его не любят, ненавидят.
  • ‒ Предвзятое отношение к ребенку в детском учреждении.

Агрессивное поведение следует ждать у ребенка в 3 года (первый кризисный период). В детском саду малыши нередко проявляют агрессию. Это зависит не от педагогов, неправильного воспитания, дурной наследственности. Ребенок просто желает раздвинуть границы изведанного. По отношению к сверстникам он пробует разные модели поведения, наблюдая, как это поведение помогает ему получить желаемое.

Прекрасно, если в этот момент рядом будет находиться взрослый, который легко скорректирует поведение маленького исследователя. Беседа с ребенком, обсуждение ситуации во время конфликта, либо после него — лучший способ.

Но первый кризис — это только начало, агрессивное поведение малышей может беспокоить родителей в старшем дошкольном, школьном возрасте. Причиной его появления является негативный пример, который ребенку показывают близкие люди.

Однако проблема состоит вовсе не в том возрасте, когда мы впервые наблюдаем агрессивное поведение у ребенка. Проблемой являются сами привычки, которые нельзя оставить дома, они переносятся туда, где ребенок общается со сверстниками или взрослыми.

В агрессии многие родители склонны обвинять окружение ребенка, не задумываясь, что он просто принес с собой модель домашнего общения. [2, с.1]

Дошкольный возраст — наилучший период для коррекции агрессивного поведения. Главная задача — построение правильных отношений в тандеме родитель-ребенок, для ее выполнения нужно определить, в чем суть проблемы.

С малышом нужно разговаривать. [5, с. 14] Ведь он еще не знает, как правильно себя вести. Конфликт между «хочу и нельзя» у такого дошкольника всегда вызовет протест. Многие дети вообще не понимают, для чего ему нужно слушаться, делать то, что просят, требуют взрослые. Доверительные отношения — залог зарождения собственной мотивации ребенка слушать своего родителя.

Как работать с агрессией ребенка.

Многие родители замечают, что их дети ведут себя по-разному. В детском саду это может быть милый и послушный ребенок, к которому у воспитателя абсолютно нет претензий.

Дома это маленькое чудо быстро превращается в монстра, доводя родителей до белого каления. [1, c. 1] Дело вовсе не в лицемерии малыша.

Просто опытный воспитатель, обладающий специальными знаниями, умеет быстро гасить агрессию, переключая дошкольника на другие занятия. Родителям тоже можно научиться этому.

Гнев вполне можно и нужно перевести в мирное русло, для этого требуется:

  1. Вслух озвучить состояние ребенка, чтобы он научился распознавать свои эмоции. Когда он зол, можно сказать: «Кажется, ты злишься на что-то».
  2. Присоединиться к чувствам ребенка, это поможет малышу освободиться от агрессии. «Чувствую, что ты злишься на Колю, и готов доставить ему много проблем». Тем самым взрослый показывает, что готов выслушать малыша, помочь ему, расширить его представления о том, что ему не понравилось, стало причиной агрессии. [5, с. 48]
  3. Помочь ребенку выразить гнев цивилизованно. Гнев должен уйти, но не через укусы, рев, ругань, плевки и драку. Можно предложить ребенку порычать, как тигр, пошвырять мягкие кубики в стену. Гнев можно нарисовать, а затем яростно скомкать эту бумагу, или порвать ее. Взрослый может тоже принимать участие в этом увлекательном действии.
  4. Обсуждение случившегося в спокойном тоне.

Как снять агрессию с помощью игровых методов.

Речь идет о маленьком ребенке, основное занятие которого — игра. Именно в игровой форме нужно снимать агрессию, одними беседами и нравоучения тут не обойтись. [4, с.65]

‒ Для начала можно купить специальную подушку в виде цилиндра, она будет предназначена только для битья. Подушку назвать простым именем — Бобо, Тото и т. п. Во время агрессивного поведения малыша, можно предложить ему подраться с Тото, который любит такую игру, и уже давно засиделся.

‒ Для снятия агрессии хорошо помогает игра с песком, водой, глиной. [1, с. 30] Этот список можно расширить — дети с удовольствием играют с фасолью, гречневой, пшенной крупой, рисуя из них «быстрые» картины на столе.

‒ Широкое использование подвижных игр — догонялок, прыгалок и т. п. Занятия снимают агрессию приносят положительные эмоции.

‒ После шумных активных игр необходима релаксация — 1–2 минуты полного покоя — «ты спишь», «ты плаваешь на надувном матрасе».

‒ Важно чередовать движение и покой. Тогда ребенок научится произвольно контролировать свое поведение и эмоциональное состояние.

Всем дошкольникам свойственно иногда ссориться, спорить, обижаться друг на друга и на взрослых, драться. Однако большинство из них со временем приходят к мирному способу разрешения конфликтов. Коррекция агрессивного поведения необходима, но ее следует проводить в тесном взаимодействии дошкольных педагогов с родителями.

Литература:

  1. Гаспарова Е. М. Агрессивные дети // Дошкольное воспитание. — 1989. — № 8. — С. 99–104.
  1. Корниенко А. А. Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2017. — 200 с.
  2. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — М.: Генезис, 2000. — 192 с.
  3. Осипова А. А. Общая психокоррекция. — М.: ТЦ Сфера, 2002. — 512 с.
  4. Паренс Г. Агрессия наших детей. — М.: Форум, 1997. — 160 с.

Основные термины (генерируются автоматически): агрессивное поведение, ребенок, малыш, родитель, инструментальная агрессия, агрессия, дошкольник, детский сад, взрослый, дошкольный возраст.

Источник: https://moluch.ru/archive/237/55099/

Не могу справиться с ребенком? Агрессивный ребенок что делать? Агрессия у детей дошкольного возраста и подростков

Какими могут быть причины детской агрессии? Что делать, если ребенок ведет себя агрессивно?

«Он подрался!» — драматичным голосом восклицает воспитательница в детском саду. Под едва сдерживаемую материнскую досаду маленький человек возвращается домой. Там на семейном совете решится его судьба: судьба человека, совершившего непростительный агрессивный поступок.

Современное общество диктует нам свои правила игры. И то за что 100 лет назад отец бы похвалил, сегодня вызывает у родителей панику. Что такое детская агрессия? Стоит ли с ней бороться? И если стоит, то каким образом.

Виды агрессии у детей

Согласно самому распространенному толкованию, детская агрессия — это поведение, направленное на других или на себя, и связанное с нанесением вреда. В зависимости от того, как проявляется данное поведение выделяют следующие виды агрессии:

  • Вербальная — ребенок кричит, ругается, обзывается, словесно оскорбляет. В зависимости от того выговаривает ли малыш тому человеку, который его разозлил, или жалуется третьему лицу, не имевшему отношения к конфликту, агрессия разделяется на прямую и косвенную соответственно.
  • Физическая — здесь имеет место причинение материального вреда объекту злости.

Такая агрессия может быть:

  • прямой — дети дерутся, кусаются, стукают, царапаются. Цель такого поведения — причинить боль другому человеку;
  • косвенной — в ход идет причинение вреда вещам обидчика. Ребенок может порвать книжку, сломать игрушку или разрушить чужой песочный замок.
  • символическая — представляет собой угрозы применения силы. Часто эта разновидность агрессии перерастает в прямую. Например, ребенок кричит, что укусит вас и, если запугивание не сработало, воплощает его в жизнь.

Как бы не проявлялось детское агрессивное поведение, у родителей оно всегда вызывает ступор и недоумение. Откуда это взялось? Что с этим делать? Обычные разговоры о том, что драться и ругаться плохо, не помогают.

Причины вспышки агрессии и агрессивного поведения у детей и подростков

Особенно болезненно члены семьи воспринимают агрессию, направленную на них. Почему ребенок агрессивен с другими детьми можно понять, но ведь дома к ребенку относятся хорошо. Так что же служит причинами вспышек агрессии и агрессивного поведения у детей и подростков?

  1. Наиболее часто встречающуюся группу причин можно квалифицировать как «Проблемы в семье». Причем это могут быть как сложности во взаимоотношениях между родителями и ребенком, так и проблемы взрослых, которые непосредственно к малышу не имеют отношения: развод, смерть близкого родственника
  2. Дети так же как и взрослые имеют свои индивидуальные особенности. Поэтому вторую группу причин можно отнести к «Личным особенностям». Ребенок может быть легко возбудимым, тревожным, раздражительным. Ему трудно контролировать свои эмоции, поэтому любая мелочь может привести его в ярость
  3. И последнюю группу можно охарактеризовать как «Ситуативные причины». Усталость, плохое самочувствие, жара, длительное монотонное времяпрепровождение, некачественная еда. Такие вещи могут вывести из себя не только ребенка, но и взрослого

Диагностика агрессии у детей

Все эти факторы могут пересекаться, накладываться друг на друга. Выявить, что послужило причиной агрессивного поведения ребенка в конкретном случае, поможет квалифицированный психолог. Диагностику агрессии у детей проводят за несколько встреч, по результатам которых специалист дает анализ проблемы и предлагает пути ее решения

Выбор методов коррекции агрессии зависит от множества моментов. Но родителям нужно быть готовыми к тому, что не существует простого способа лечения агрессии. Чтобы помочь ребенку придется немало потрудиться, и над собой в том числе

На что же обратить внимание в первую очередь, какими рекомендациями родителям агрессивных детей следует руководствоваться? Здесь много зависит как от причин подобного поведения ребенка, так и от его возраста

Агрессия у детей в 2-3 года

На этот период приходится кризис 3-х лет. Малыши эгоистичны, не привыкли делиться. В случает несогласия с чем-то они могут ударить, закричать или сломать что-то не принадлежащее им.

Следует помнить, что пока дети не умеют контролировать свои эмоции, поэтому такое поведение является скорее нормой, чем отклонением. Не ругайте ребенка, лучше попробуйте чем-то отвлечь от объекта его плохого настроения.

Излишняя строгость может привести к усугублению проблемы. Отведите малыша в сторону, мягко скажите, что так нельзя себя вести и предложите новое занятие.

Агрессивные дети дошкольного возраста

Чаще всего агрессия у детей по разным причинам возникает именно в дошкольном возрасте. В этом время маленький человечек еще не умеет выражать свои эмоции и чувства и пробует их выражать именно как агрессию.

Агрессия у детей в 4-5 лет

В этом возрасте ребенок начинает осваиваться в социуме. Он проверяет, исследует то, как его поведение влияет на других людей, в том числе и на родителей.

Если его действия не наносят вреда другим, дайте ему возможность выстроить границы своего «Я». Следует понимать, что это не означает вседозволенность. Нужно четко дать понять ребенку, что можно, а что нет. Как он может выражать свою злость (словами), а как нет (физически).

Агрессия у детей 6-7 лет

Дети старшего дошкольного возраста не слишком часто бывают агрессивными. Они уже научились контролировать себя, понимают что хорошо, а что плохо. Если ребенок ведет себя агрессивно и жестоко, следует задуматься о причинах.

Возможно ему не хватает самостоятельности или сложно общаться со сверстниками. Сейчас взаимодействие с другими детьми для малыша на первом месте.

Агрессия у школьников

Школьники тоже не имеют еще сформированной до конца психики и чаще всего выражают свои чувства на сверстников и учителей как агрессивную самозащиту.

Агрессия у детей в 8-9 лет

Ребенок активно растет, расширяет свои знания о мире и о себе. И мальчики, и девочки начинают обращать внимание на противоположный пол. Авторитет взрослого подвергается сомнению.

Родителям важно понять, что ребенок перестал быть малышом. Отныне дети требует к себе отношения как к равным. Агрессия школьников часто связана с неприятия взрослыми этого факта.

Агрессия у детей в 10-12 лет

Младший подростковый возраст готовит родителей к кризисному и сложному подростковому. Уже сейчас авторитет сверстников для ребенка важнее родительского. Агрессивных вспышек сейчас не избежать.

Важно не отвечать агрессией на агрессию и не вступать на скользкую дорожку противостояния. Лучше постараться выстроить партнерские отношения с ребенком. Проводите с ним больше времени, беседуйте на взрослые темы. Безусловно рамки и границы должны быть. Все-таки вы родитель, а не приятель своего ребенка.

В любом из этих периодов следует понимать, когда агрессия является лишь временной, ситуативной, а когда грозит превратиться в акцентуацию характера. Если проблема детской агрессии в вашей семье стоит достаточно остро, и вы чувствуете, что не справляетесь с ситуации, не бойтесь обратиться за помощью. Воспитание агрессивных детей непростая задача. И работа психолога тут не будет лишней.

Как снять агрессию у ребенка? Лечение агрессии у детей

Существуют различные методики, как снять агрессию у ребенка. В сети есть большое количество информации по данному вопросу.

Видео: Детская агрессия. Как помочь ребёнку избавиться от нее?

Все эти занятия и наработки можно пробовать применять в жизнь. Кто-то из детей не любит рисовать, но с удовольствием сочинит историю с вымышленными персонажами. Какие-то ребята любят строить и ломать. А кто-то просто испытывает потребность прокричаться, выпустив таким образом гнев.

Агрессивный ребенок рекомендации родителям

Какой бы способ вы не выбрали, следует понимать, что это лишь переходный этап для вашего ребенка.

  • Посредством игр и упражнений можно снять напряжение, но они не являются панацеей
  • Ребенок должен научиться справляться со своими эмоциями конструктивно, выражая их словами. Проговорив истинную причину своего расстройства, он испытает облегчение и сможет заняться поиском вариантов решения своей проблемы. Согласитесь, когда внутри все клокочет от злости трудно найти выход
  • Возможно, в ходе занятий со своим ребенком вы поймете, что проблема детской агрессии кроется в вас самих, в родителях
  • Признать такое тяжело, но это не показатель того, что вы плохая мать или плохой отец. Это говорит о вас как о взрослом, ответственном человеке. Совершив определенные усилия, вы сможете изменить ситуацию. И что бы не натворил ваш ребенок, помните, он ждет, что вы будете его любить не смотря ни на что
  • Уверенность в своей нужности, ценности для самых главный в своей жизни людей — родителей — способна творить чудеса даже с самыми отъявленными хулиганами

Видео: Как научить ребенка управлять своими эмоциями и выражать свои чувства?

  • Жизнь детей, особенно младшего возраста, на 90% состоит из игр. Посредством них ребенок познает мир и учится в нем жить. Поэтому часто, когда слов для того, чтобы объяснить малышу, как справиться с бушующими в нем страстями не хватает, можно и нужно использовать игровые ситуации
  • Поколотите друг друга подушками, устройте «войну» снежками зимой и водяными пистолетами летом, поиграйте в дартц, громко ликуя при каждом попадании, побегайте наперегонки, поиграйте в морской бой
  • Это поможет ребенку сбросить внутреннее напряжение. Вспомните фильмы, в которых герой, разозлившись, кидал своему противнику в лицо торт, а заканчивалось все смехом и дружным доеданием остатков сладостей

Кроме простых, известных всем с детства игр, во взаимодействии с детьми, склонными часто проявлять агрессию, применяют разработанные психологами упражнения.

Видео: Игры для уменьшения детской агрессии

  • Во время всех игр и упражнений, о которых говорилось выше, важно давать ребенку понять, что с их помощью он может справляться со своими эмоциями и без вашей непосредственной помощи
  • Во время ссоры можно, например, сказать: «Мы оба сейчас очень разозлились, давай возьмем подушки и будет драться до тех пор, пока не простим друг друга». Таким образом, вы не только снимете напряжение, но и покажете, каким образом можно решить конфликт без жертв
  • Еще одним важным моментом в любых занятиях с ребенком является выстраивание границ дозволенного: во время боя подушками нужно оговорить, что бить можно только подушкой, без участия ног. Если же необходимо справиться с вербальной агрессией, то можно пообзываться, но не обидно, например, названиями овощей

Необходимыми составляющими воспитательного процесса детей, не умеющих конструктивно выражать свои эмоции являются рефлексия и личный пример.

Понятие рефлексии подразумевает умение анализировать свои чувства. Когда ребенок кричит или бьет других детей, он не всегда понимает что с ним происходит. Важно поговорить с ним об этом, чтобы он почувствовал ваше участие и поддержку в трудной для него ситуации.

Все способы своего взаимодействия с другими людьми дети усваивают прежде всего в семье. Обратите внимание, как вы и ваши близкие справляются со злостью. Может быть ваш малыш просто копирует взрослых? И прежде чем изменить его поведение, нужно измениться самим?

Видео: Детская злость и агрессия. Отчего становятся злыми наши дети?

  • Нередка ситуация, когда о том, что ребенок агрессивно себя ведет, родители узнают от третьих лиц. Жалобы учительницы или воспитателя вызывают недоумение. Как правильно поступить в этой ситуации? Какие меры следует принять
  • Прежде всего нужно глубоко вздохнуть и вникнуть в ситуацию. Что именно произошло? При каких обстоятельствах? Ребенок проявляет агрессию к кому-то конкретному или ко всем детям
  • Так же немаловажно узнать мнение ребенка по этому вопросу. Попробуйте расспросить его. Но не давите. Малыши не всегда могут рассказать о своих переживаниях
  • Следует обратить внимание на то, чем он займется вечером. Оторвал кукле голову? Поговорите о том, что сделала кукла, хорошая она или плохая, почему ее нужно было наказать. Можно порисовать вместе и посредством рисунка разыграть ситуацию, произошедшую днем

Если разобраться с причинами постоянных агрессивных вспышек ребенка самостоятельно не получается, не нужно отпускать ситуацию на «самотек». В ряде случаев консультация у психолога бывает одинаково полезна как для родителей, так и для ребенка.

Специалист поможет разобраться что стоит за подобным поведением и даст рекомендации по воспитанию вашего малыша. В ряде случаев бывает необходима психокоррекционная работа.

Коррекция агрессии у детей

При упоминании слова «психокоррекция» у многих родителей случается приступ паники: с моим ребенком что-то не то, он не нормальный, как так вышло, что подумают окружающие, вдруг подумают, что мой ребенок — псих. Но не стоит избегать обращения за помощью из-за собственных страхов.

Благодаря тому что вы и ваш ребенок не будете посещать психолога, проблема не исчезнет. Подумайте, что важнее: то как вы будете выглядеть в глазах окружающих или здоровье вашего малыша.

В зависимости от того, какого рода детская проблема, коррекционная работа может быть:

  • индивидуальной — ребенок занимается с психологом один на один. Больше подходит для старших подростков, не готовых к групповой работе
  • семейной — когда занятия с психологом посещает вся семья или кто-то из членов семьи и ребенок. Этот вид работы идеален для детей младшего возраста. Он  способен научить не только самого малыша справляться с сильными эмоциями, но и помочь маме с папой правильно понимать и реагировать на эмоциональные вспышки своего ребенка
  • групповой — ребенок посещает занятия вместе со сверстниками. Через игровые ситуации, общение он учиться лучше понимать себя и вести себя в обществе приемлемым способом, не унижая и не обижая других

Профилактика агрессивного поведения детей

Далеко не всегда опасения родителей по поводу того, что у их ребенка серьезные проблемы бывают оправданы. Часто кажущаяся неразрешимыми сложности на деле оказываются не так страшны.

И все же важно прислушиваться к своим детям и понимать, что сейчас происходит в их жизни. При правильном отношении можно легко предотвратить агрессивную вспышку, направить сильные эмоции в нужное русло и примирить ребенка с собственными чувствами, а значит и со всем миром!

Видео: Как погасить агрессию у ребенка (Ш.А. Амонашвили)

Источник: https://heaclub.ru/ne-mogu-spravitsya-s-rebenkom-agressivnyj-rebenok-chto-delat-agressiya-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-i-podrostkov

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector